Sipnet 9 октября добился у патентного бюро США отмены патента, описывавшего технологию регистрации пользователей и их поиска для приема звонка, говорится в решении патентного бюро США. Патент принадлежал Straight Path IP Group, которая известна дорогостоящими патентными исками к крупным компаниям. По отмененному патенту компания судилась или судится с Google, Sony, Sharp, Panasonic, Toshiba, Samsung, Huawei, Cisco, Avaya и Apple (последние три поданы 24 сентября), указано в материалах Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Google, Sharp, Sony, Panasonic заключили со Straight Path лицензионные соглашения, размер компенсаций в пользу Straight Path не разглашается. Они могли исчисляться десятками миллионов долларов, говорит главный инженер Sipnet Герман Мызовский.
Если бы Sipnet со своим продуктом IP-телефонии появилась на рынках стран, входящих в юрисдикцию этого патента (США, Австралия, Китай и ряд страны Европы), то получила бы точно такой же иск, говорит Мызовский. Но компенсации, приемлемые для гигантских корпораций, для небольшой российской компании могли оказаться непосильными.
Компания обнаружила, что запатентованная Straight Path в 1995 г. технология уже применялась годом ранее при создании Windows NT Server и была описана в открытых источниках. По словам Мызовского, весь процесс обошелся компании Sipnet в $100 000. Сейчас Sipnet готовится к выводу своего продукта на рынок США.
Компании, подобные Straight Path, называют NPE (non-practicing entity, непрактикующие организации), но чаще — патентными троллями. Они владеют патентами на технологию или идею, которыми не пользуются, но предъявляют претензии тем, кто якобы нарушает их патенты. Крупные корпорации, для которых репутация — один из основных активов, часто хотят урегулировать все претензии на досудебной стадии, не доводя информации до общественности, считает юрист корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Нефедьев.
В 2011 г. исследователи из Бостонского университета Джеймс Бессен и Майкл Мойрер оценили индустрию патентных споров в США в $29 млрд в год. В эту сумму входят прямые издержки — выплаты юристам и откуп от троллей. По мнению исследователей, косвенные потери для экономики США существенно выше — около $83 млрд в год (за счет недооценки акций компаний), или треть ежегодных инвестиций компаний в исследования и разработки ($247 млрд).
Абсолютное большинство патентных троллей сосредоточены в США в силу специфики патентной и судебной системы этой страны, говорит Надежда Кащенко, руководитель управления по интеллектуальной собственности "Лаборатории Касперского", выигравшей тяжбу с одним из них. Разбирательство в США длилось более трех лет и обошлось компании в $2,5 млн, писал в блоге Евгений Касперский. По словам Кащенко, компенсировать такие расходы практически невозможно.
Несовершенство патентной системы давало возможность патентовать не детальные открытия, а идеи в самом широком их понимании, что позволяло предъявлять иск по старым патентам к современным разработкам, говорит Кащенко.
Другому российскому разработчику, ABBYY, по словам гендиректора Сергея Андреева, тяжба обошлась в $10 млн.
ABBYY в августе 2013 г. выиграла суд у американской компании Nuance, в 2008 г. обвинившей ABBYY в нарушении прав на технологии оптического распознавания (OCR) и оформление упаковки программных продуктов. В качестве компенсации ущерба Nuance требовала свыше $265 млн, позже сумма претензий снизилась до $107 млн.
Павел Кантышев