В конце прошлой недели в Минкомсвязи в рамках реализации плана импортозамещения программного обеспечения состоялась встреча с представителями компании Jolla (выходцами из Nokia), разрабатывающими мобильную операционную систему Sailfish, на базе которой планируется создать альтернативу Apple iOS и Google Android, чтобы ослабить монополию этих компаний на российском рынке. Об этом было широко объявлено в СМИ. Впрочем, затем появились опровержения того, что компания Jolla участвует в разработке «российском мобильной ОС».
«Сообщение о том, что Россия создает мобильную ОС, не имеет никакого смысла, — заявил Антти Саарнио, председатель совета директоров Jolla. — Я думаю, в прессе возникли какие-то неточные интерпретации. Такая система не нужна, она не будет работать».
Однако работа по созданию альтернативы Apple iOS и Google Android действительно ведется. В пресс-службе ведомства «Газете.Ru» подтвердили, что Минкомсвязи считает необходимым создание на базе открытой ОС альтернативы существующим закрытым мобильным платформам.
«В рамках отраслевого плана импортозамещения программного обеспечения, утвержденного приказом Минкомсвязи России, предусмотрен второй раздел «Системное ПО», включающий мобильные операционные системы, который планируется реализовывать в составе международных консорциумов с целью объединения усилий разработчиков и формирования доступа к рынкам крупных стран, в том числе входящих в блок БРИКС. В качестве мобильной платформы для создания подобной альтернативы рассматривается открытая ОС Sailfish. Сегодня в структуре собственников Sailfish Holding помимо финских есть как российские, так и китайские акционеры. В ведомстве ожидают в ближайшее время увидеть среди акционеров разработчика мобильной ОС Sailfish, также и стратегических индийских, бразильских и южноафриканских инвесторов. Ранее все страны БРИКС выразили заинтересованность в совместных разработках критически важных видов ПО, а также поддержали идею отраслевой встречи министров в продолжение работы саммита БРИКС, который пройдет в Уфе 9–10 июля», — cообщили корреспонденту «Газеты.Ru» в Минкомсвязи.
Недопонимание возникло из-за того, что Минкомсвязи называет Sailfish открытой системой, хотя на самом деле большая часть кода этой ОС закрыта и принадлежит Jolla, поэтому руководство компании и опровергло тезис о совместной работе над разработкой ОС. Тем не менее Jolla готова сотрудничать с Минкомсвязи и лицензировать России свою ОС, поверх которой уже будут реализованы российские сервисы.
«Мы лицензируем наш код производителям и интегрируем в систему локальные сервисы, — говорит Саарнио. — Мы уже поставляем свои устройства, например, с установленными сервисами «Яндекс». И сейчас мы интегрируем все больше и больше российских сервисов в Sailfish».
При этом финны, конечно же, не откажутся от сотрудничества с Россией, несмотря на какие-либо политические аспекты, так как для развития их системы в условиях доминирования Apple и Google им нужна любая существенная поддержка.
«Мы — бизнес, и у нас лишь одна задача — максимально нарастить базу пользователей, — говорит председатель совета директоров Jolla. — Такому маленькому стартапу, как мы, необходима большая помощь, и конечно же, мы приветствуем такую помощь от любой большой страны. Мы не боимся влияния России на Sailfish, так как все ключевые ноу-хау находятся в головах наших сотрудников и их не так легко скопировать».
С точки зрения выхода будущей альтернативы Apple iOS и Google Android на международный рынок относительная независимость продукта от России может быть даже и плюсом, но возникает вопрос безопасности, который, собственно, и лежит в основе программы импортозамещения. Может ли вообще быть безопасной ОС, написанная не с нуля, а на базе Open Source?
«Сложно дать однозначную оценку, пока непонятно, на базе какой именно ОС в итоге будет создаваться эта система, — говорит Денис Легезо, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». — Например, Sailfish отрицают, что с ними есть такое сотрудничество. Плюс, насколько можно судить, исходный код этой ОС в основном все же закрыт. Открыты только отдельные блоки.
Критические уязвимости с одинаковым успехом находят как в коммерческих закрытых продуктах, так и в ядре Linux, например. Открытость кода не стоит считать основным критерием при выборе с точки зрения безопасности. Как правило, коммерческие разработки более оперативны в плане устранения найденных уязвимостей и поддержки в целом, а доступность исходного кода не является гарантией его качественного аудита».
Комментируя вопрос, не проще ли в этом случае было взять открытую часть Android и, подобно «Яндексу» и Cyanogen, сделать свою надстройку, что позволило бы получить и относительный контроль над кодом, независимость от Google и сделать продукт более привлекательным для пользователей, Легезо говорит: «Защищенная операционная система должна иметь в основе серьезную модель информационной безопасности и ориентированную на безопасность архитектуру. Например, такого подхода придерживается «Лаборатория Касперского» при создании безопасной промышленной ОС, предназначенной не для бытовых ПК или мобильных устройств, а для индустриальных критически важных объектов. С одной стороны, мы делаем свою ОС полностью с нуля, взяв за основу безопасность обмена данными между компонентами системы. С другой — в качестве первого шага мы реализовали среду исполнения для уже существующих, известных встроенных ОС, добавляя тот же контроль безопасности передачи информации, но уже поверх работающего решения».
Иными словами, как первый вариант, разработка безопасного решения поверх существующей мобильной ОС может иметь место, однако затем для обеспечения полноценных безопасности и контроля все равно придется разрабатывать свою мобильную ОС с нуля.
Еще один важный вопрос — это поддержка новой операционной системы мировым сообществом интернет-бизнеса и разработчиков.
Так, альтернативная ОС Tizen, разработанная Samsung, не нашла применения даже в бюджетных смартфонах, и от нее пришлось отказаться в пользу Android. Не самый удачный пользовательский интерфейс и очень маленькое количество приложений (около 1 тыс. против более 1 млн — под iOS и Android) не оставили ей шансов. Несмотря на то что Минкомсвязи готово предоставлять денежные гранты разработчикам под Tizen и другие альтернативные ОС, это вряд ли изменит ситуацию.
«Делать собственную ОС на базе Sailfish — довольно сомнительное решение, — считает технический директор Redmadrobot Артур Сахаров. — Портирование Android-приложений в Sailfish — единственный вариант существования и развития этой ОС, но никто не будет ничего специально писать под эту ОС. Пользователей там мало, и на коммерческий интерес надеяться не приходится. Я вижу единственный сегмент для нее — спонсируемые государством устройства на Sailfish и государственные же организации и чиновники, которые будут обязаны такими устройствами пользоваться».
Алексей Короткин, Дмитрий Бевза