В феврале этого года группа депутатов от КПРФ (Владимир Бессонов, Виктор Коломейцев, Николай Коломейцев и Иван Никитчук) внесла в Госдуму проект закона, обязывающий российских операторов связи при прочих равных отдавать предпочтение отечественному оборудованию. В пояснительной записке к проекту говорилось, что более 90% оборудования "информационно-телекоммуникационных сетей" страны - импорт, а отрасль ежегодно тратит на закупки оборудования более 300 млрд руб. Смущало авторов проекта и то, что крупные операторы - в частности, "Вымпелком" и МТС - иногда отдают техподдержку своих сетей в руки иностранных производителей: Nokia Solutions Networks, Huawei и др. Все это, по мнению депутатов, чревато потерей контроля и управляемости сетей связи, а, значит, серьезно ущемляет национальные интересы России.
В плане работы Госдумы этот законопроект поставлен на октябрь. Но все отзывы на него, опубликованные на сайте Госдумы, отрицательные.
В отзыве правительства за подписью руководителя его аппарата - вице-премьера Сергея Приходько говорится, что предложенной редакции недостает "системного подхода" к поддержке российских производителей средств связи и к использованию российского оборудования. Авторы законопроекта используют понятия, суть которых неясна, - "товары связи", "исключительный собственник прав", "схемотехническое решение" и т. п. Кроме того, проект частично дублирует уже существующий закон о закупках товаров: по этому закону ограничивать допуск на рынок товаров из иностранных государств вправе только правительство. На то же самое обращает внимание в своем заключении комитет Госдумы по экономической политике. Он не поддерживает законопроект еще и потому, что закон "О защите конкуренции" запрещает ограничивать свободное перемещение товаров, если это не связано с предоставлением государственных или муниципальных услуг. А члены комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи призвали авторов законопроекта уточнить, как может быть реализован приоритет отечественного оборудования с правовой точки зрения.
Импортозамещение - модный тренд в российском законотворчестве. Недавно министр связи Николай Никифоров предложил ввести 10%-ные отчисления с российских продаж лицензий на софт и из этих денег финансировать разработку российского ПО. Недавно эту идею поддержал президент Владимир Путин, а правительство поручило ведомствам подготовить предложения по развитию российской отрасли разработки ПО. В частности, они должны придумать, как создать российским софтверным компаниям преференции при госзакупках, и предложить меры по импортозамещению ПО для госсектора и госкомпаний.
Чисто российской решено делать систему взимания платы с тяжелых грузовиков (массой свыше 12 т), которая должна заработать с ноября 2015 г. Премьер Дмитрий Медведев распорядился назначить исполнителем этого проекта структуру госкорпорации "Ростех". В конце 2013 г. "Ростех" предложил не проводить конкурс (как предполагалось первоначально), а доверить проект ему, чтобы сделать его на основе исключительно российских комплектующих и ПО: информация о передвижении грузов не должна обрабатываться и храниться за границей.
В этом году Путин подписал закон, запрещающий хранить и даже обрабатывать персональные данные россиян на зарубежных серверах, а сегодня Совет Федерации рассматривает уже одобренный Думой проект закона, ограничивающий долю участия иностранцев в российских СМИ планкой в 20%.
Один из авторов проекта закона об отечественном оборудовании связи - депутат Николай Коломейцев посоветовал "Ведомостям" дождаться его обсуждения; готовится ли новый вариант закона, он не сказал.
Этот закон был бы абсолютно губительным для рынка, убежден президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский: если принять его в существующем виде, сети можно просто выключить. Российское оборудование пока не способно обеспечить качественную связь в условиях быстрого роста трафика, объясняет представитель МТС Дмитрий Солодовников.
В текущем виде законопроект может парализовать работу операторов, согласна пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. Например, не ясно, как быть в ситуации, если на момент заключения контракта с иностранным производителем российского аналога оборудования не существовало, а через некоторое время он появился. Непонятно также, что будет, если российский поставщик использует в своем оборудовании зарубежные комплектующие. Кроме того, если существует только один российский образец того или иного оборудования, то цена на него может быть монопольно высокой. Полноценных производителей "активного" операторского оборудования (базовых станций, контроллеров, коммутаторов) в России пока нет, убеждена Айбашева, хотя некоторые российские решения "Вымпелком" использует.
Елизавета Серьгина