После телекоммуникаций, потребительских товаров и автомобилестроения (2,6 из 5) в рейтинге идут ТЭК (2,5 из 5), металлургия и добыча полезных ископаемых (2,4 из 5), медицина и фармацевтика (2,1 из 5) и машиностроение (1,6 из 5).
Худшими бенчмарками в отрасли телекоммуникаций являются контрольная среда (2,87 из 5), управление разработкой (2,88 из 5) и возможности сотрудников (3,5 из 5). Лучшим бенчмарками являются новые технологии (4 из 5), безопасность (3,95 из 5) и информация о рынке (3,8 из 5).
В резюме исследования по отрасли телекоммуникаций говорится, что цифровые дисрапторы оказывают максимальное влияние на телекоммуникационный бизнес, что обуславливает необходимость максимальной цифровизации. Благодаря давлению технологий на бизнес, компании активно трансформируются по всем направлениям. Работа с большими данными большого количества клиентов требует дополнительного развития онлайн-аналитики.
"Крайне жесткая конкуренция на российском рынке способствовала высочайшему уровню развития цифровых услуг – в борьбе за клиента мы поддерживаем не просто первоклассное качество базовых услуг, но создаем экосистему сервисов. В рамках стратегии lifestyle enabler наши абоненты могут пользоваться многочисленными преимуществами партнерских предложений – скидками на услуги такси, бесплатными уроками и билетами в кино, "фишками" для гейминга, стриминговыми сервисами и кешбэком. При этом речь идет не только о развитии собственных экосистем за счет партнерств, но проникновении мобильных услуг в городские, медицинские и спортивные сервисы. Какую бы услугу ни получал клиент, она будет непременно связана с его смартфоном. Ежегодно мы направляем значительные средства на развитие технической инфраструктуры и интегрируем в экосистему сервисов новые предложения. При всей своей цифровой зрелости услуги связи в России остаются одними из самых дешевых в мире", - отметили в пресс-службе Tele2.
"Телеком-компании в России по уровню цифровой зрелости явно находятся в лидерах, особенно крупнейшие бренды на рынке. Они точно не уступают ни банкам, ни остальным лидирующим цифровым отраслям в объеме внедрения цифровых решений, активно ведут digital-трансформацию своего бизнеса – как внешнего периметра, связанного с работой с клиентами, так и внутреннего бэк-офиса. Позиции отраслей в рейтинге могут быть обусловлены особенностями методологии или списком компаний, которые попали в выборку исследования", - отмечает директор по маркетингу компании "Техносерв" Максим Гарусев.
"Компании сферы телекоммуникаций изначально обладали преимуществом перед другими игроками рынка. Одновременно с банками они стали держателями огромного массива качественных данных о клиентах, причем самых ценных - личных контактов. Ритейл смог догнать их, развивая программы лояльности и e-com. Проблема качества контактных данных остается у многих компаний, например, в страховании, но проще решается в телекоме. Благодаря данным и инсайтам аналитики компании смогли развивать экосистемы. И чем выше был вклад в технологии цифровой трансформации (ИИ, IoT, Big Data и облака) и компетенции, тем выше успех компании", - подчеркивает руководитель Лаборатории цифрового маркетинга, директор по стратегическому маркетингу ИТ-компании "Крок" Елена Волковская.
"Зрелось ряда телеком компаний выше, чем у автомобилестроения и FMCG, но с одинаковым средним баллом по отрасли. FMCG очень часто пересекается с ритейлом, откуда получает свою "цифровую прививку". Высокий балл российскому автопрому приносят решения и практики от международных компаний. Например, "Автоваз" с Renault Group или другой российского лидер - Volkswagen. Mercedes с 2000 года сократили количество посещений автосалонов перед покупкой с 9 до 1 и даже 0 в 2020 г. В прошлом году они добавили в клиентский опыт систему дополненной реальности в навигацию и умного помощника, обитающего в салоне и говорящего на 27 языках. Другой пример - Volkswagen, который использует единую платформу на основе Adobe Experience Manager для конфигурации автомобиля в дилерском центре, формирования digital коммерческого предложения c медиафайлами и проводит интерактивную приемку через приложение на планшете, отправляя отчет покупателю на e-mail. Но, проводя стратегические сессии с клиентами, мы видим большой интерес на C-уровне к развитию экосистем, которые могут затрагивать сразу несколько отраслей и рынков компании. Поэтому цифровая зрелось молодых в этом отношении отраслей будет усиливаться за счет отраслей цифровых лидеров", - отмечает Елена Волковская.
"Результаты исследования вызывают вопросы. Ключевой вопрос доверия к результатам исследования - используемая методика оценки цифровой зрелости компаний. Если мы поняли правильно, то результаты оценки базируются на ответах, собранных методом онлайн-опроса. Ключевой вопрос такого метода - сама выборка, как и кто рекрутируется для участия в опросе. Очень сложно понять в представленном формате визуализации результатов, по каким критериям цифровой зрелости телекоммуникационные компании отстают от банков и ритейла", - подчеркивает партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева.
Елизавета Неупокоева