Единый оператор создается в рамках исполнения указа президента РФ от 13 ноября 2012 г. №1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций". Согласно указу, система должна заработать в полную силу уже 1 января 2014 г.
Вчера, 6 февраля, в Петербурге состоялось совещание, посвященное мероприятиям в рамках исполнения президентского указа. На нем выступил аудитор Счетной палаты РФ (СП) Михаил Бесхмельницын, который рассказал, что в 2012 г. СП провела анализ состояния системы проводного вещания в России и по результатам рекомендовала объединить два независимых ФГУП в единое целое. Решение было принято Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) по представлению Федерального агентства связи (Россвязь) в декабре прошлого года.
Как сообщил в свою очередь заместитель руководителя Россвязи Игорь Чурсин, единого оператора предполагается создать уже к 30 июня 2013 г. "25 января 2013 г. был издан приказ Россвязи об объединении. Была также создана комиссия и разработан план работ по объединению, в соответствии с которым оно должно завершиться в первом полугодии", - заявил на совещании Игорь Чурсин.
По данным пресс-службы МГРС, создание "единого мультисервисного оператора" произойдет в форме присоединения к московскому оператору ФГУП "РС СП" в качестве филиала, что "позволит создать центр федерального значения, способный обеспечить комплексное решение задач развития сетей проводного вещания и оповещения".
"Объединение предприятий на федеральном уровне вызвано и рядом экономических причин, - особо подчеркивает пресс-служба московского ФГУП. - Существующая в настоящее время инфраструктура сети проводного вещания в Петербурге требует значительных финансовых вложений для приведения ее в соответствие с указом президента. В Москве проведение модернизации потребовало привлечения средств в размере более миллиарда рублей. Проект МГРС реализовала собственными силами, без привлечения средств городского или федерального бюджетов. Этот опыт позволит объединенному предприятию в установленные указом сроки провести модернизацию в Петербурге собственными силами, не привлекая средств налогоплательщиков".
Согласно данным МГРС, совокупное число радиоточек операторов двух столиц составляет примерно 4 млн, по количеству охваченных радиоточками домохозяйств. В Москве таких точек около 2,3 млн, при этом, по оценке МГРС, только около 1 млн абонентов являются постоянными слушателями проводного радио. Тем не менее планируется, что в результате объединения будет создано предприятие, обслуживающее сеть проводного вещания двух столиц - техническую основу системы оповещения о ЧС более 20 млн человек.
Однако помимо собственно квартирных радиоточек объединенное предприятие планирует развивать уже имеющиеся средства оповещения: уличные громкоговорители, "объектовые и локальные системы оповещения и передвижные звукоусилительные станции". "Особое внимание будет уделено развитию внутридомовых систем оповещения, предусматривающих установку динамиков оповещения на лестничных клетках жилых домов", - подчеркивает пресс-служба МГРС.
По данным СП, которые привел на совещании Михаил Бесхмельницын, с 2001 г. по 2009 г. в целом в России количество радиоточек сократилось с 15,1 млн до 9,3 (то есть на 39%), дальше снижение продолжилось, и к концу 2012 г. количество радиоточек составило 5,4 млн. "Возможный охват населения при оповещении о ЧС снизился до 11,5%", - констатировал Михаил Бесхмельницын. Правда, при этом он добавил, что за это время развивались другие средства связи, которые можно использовать для оповещения населения, "такие как сотовая связь, платежные терминалы и др.". В результате, по словам аудитора СП, сокращение радиоточек не повлияло на охват оповещения населения. "Другой вопрос – надежность этих средств, - тревожится Михаил Бесхмельницын. - Проводная радиосвязь остается наиболее надежным средством массового оповещения".
Помимо ситуации в Москве и Петербурге, где проводное вещание контролируется двумя ФГУП, в исследование были включены Воронежская и Челябинская области, где, как и на остальной территории России, радиотрансляционные сети контролирует "Ростелеком", наследник электросвязей. "Проверка показала, что в Москве и Питере сокращение гораздо меньше, чем в других регионах. Бизнес этот невыгодный, и понятно, что "Ростелеком" не уделял его развитию достаточного внимания", - констатировал Михаил Бесхмельницын. По его словам, сейчас рассматривается три варианта взаимодействия с национальным оператором в вопросе оповещения населения о ЧС. Первый вариант - это аренда имущества "Ростелекома", второй - подписание соглашения с "Ростелекомом" об использовании его средств оповещения, третий - покупка услуг "Ростелекома".
Пресс-служба ОАО "Ростелеком" вчера никак не смогла прокомментировать ни сам факт объединения двух радиотрансляционных ФГУП, ни возможные варианты сотрудничества с новым единым предприятием в части исполнения указа президента.
Впрочем, ограничиваться оповещением населения о ЧС новый оператор не планирует. Как заверяет пресс-служба МГРС, "объединенное предприятие возьмет на себя выполнение всех обязательств как МГРС, так и РС СП, в том числе и предоставление доступа к сети Интернет. Существующая процедура отключения абонентов также будет сохранена".
"Создаваемое на основе МГРС и РС СП объединенное предприятие получает широкие перспективы развития сразу в двух областях: строительство и эксплуатация специальных сетей оповещения и решение инфраструктурных задач, связанных с оказанием инфокоммуникационных услуг", - заключает генеральный директор МГРС Вячеслав Иванюк.
Алексей Рерих