В России только 9% потребителей использует не новые, а ранее бывшие в употреблении телефоны в качестве основного. К такому выводу пришла аудиторская компания Deloitte по результатам опроса жителей городов-миллионников (исследование есть в распоряжении РБК). Аналогичный опрос проводился еще в 12 странах мира, включая Канаду, Германию, Японию, и результаты колебались в пределах от 3 до 15% (данные по конкретным странам не раскрываются).
Партнер Deloitte Антон Шульга отметил, что число пользователей смартфонов растет по всему миру. В России этот показатель в крупных городах достигает 77% от общего числа пользователей мобильных телефонов. В странах, где проводился опрос, этот показатель варьируется от 73 до 91%. При этом цикл замены смартфонов для всех стран примерно идентичен — используются устройства до его следующей замены в среднем в течение 20 месяцев.
В Deloitte признают, что в России число тех, кто приобретает б/у телефоны для дальнейшего использования, — одно из самых низких среди стран, где проводился опрос. Причем по сравнению с 2015 годом этот показатель не изменился. «Основное влияние на динамику должно оказывать возникновение правильной «инфраструктуры» вокруг этого рынка — предложение от операторов, вендоров или посредников. В России сейчас можно приобрести б/у телефон практически только на сайтах по продаже б/у вещей, что не особенно удобно», — отметил Шульга.
По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, емкость рынка смартфонов в России сейчас насчитывает 200 млн устройств при населении 146 млн. По его оценке, рынок б/у смартфонов выше цифр Deloitte: из 200 млн мобильных телефонов, находящихся в пользовании и формирующих емкость российского рынка, более 25–26 млн единиц — это вторичное использование. «Не каждый готов признаться, что он купил подержанный аппарат», — поясняет Муртазин.
Из опроса Deloitte следует, что лишь 6% владельцев смартфонов в России, приобретая новую модель устройства, готовы продать старую на вторичном рынке. Как отмечается в отчете, в основном потребители опасаются распространения личной информации, которая может сохраниться на устройстве, а также не хотят продавать свой смартфон со значительным дисконтом к первоначальной цене. В других странах показатель колеблется от 3 до 20%. Разрыв между российским вторичным рынком и зарубежным связан с тем, что в других странах на нем работают сами производители, мобильные операторы и профессиональные посредники.
Многие западные операторы уже ввели специальные программы, которые позволяют владельцам аппаратов реализовать старое устройство на выгодных условиях. Такой подход позволяет производителям и ретейлерам сократить срок замены телефонов, а также регулярно переводить потребителя на более дорогие модели — не дожидаясь, пока старая модель, например, сломается или потенциальный покупатель накопит на покупку новой. Так, британский оператор Vodafone предлагает своим абонентам в рамках тарифа Red+ раз в год менять смартфон на новую модель за дополнительную плату — $20 в месяц. Программа американского оператора AT&T дает клиентам возможность менять смартфон с разной периодичностью, в зависимости от конкретного договора. Немецкий T-Mobile за ежемесячную доплату в размере €10 готов ежегодно обновлять телефон абонента (в рамках тарифной линейки Magenta). В то же время американское подразделение T-Mobile позволяет абоненту без доплат выбирать момент замены смартфона (до трех раз в год), закладывая затраты в цену первого купленного телефона. Специальные программы за рубежом действуют и у ведущих производителей смартфонов. Например, Samsung может предоставлять скидку до $200 при покупке нового смартфона взамен старого. Apple за ежемесячную доплату в размере $33 предлагает американским клиентам взять телефон в аренду с возможностью ежегодного обновления модели.
По оценке eMarketer, количество смартфонов, которые находятся в обороте по всему миру, по итогам 2016 года составит 2,16 млрд штук (1,9 млрд в 2015 году). Доля сегмента вторичного использования к концу 2017 года должна вырасти до 8 против 5,3% по итогам 2015 года, приводит Шульга прогнозы компаний Gartner и IDC. «Доля будет расти за счет того, что накапливается объем смартфонов, которые нужно менять. Вендоры и операторы стимулируют ускорение цикла замены устройств пользователями. Есть много моделей, которые не теряют в стоимости за один-два года использования настолько, чтобы их можно было без сожаления просто выкинуть. Их можно было бы продать или обменять, если бы были соответствующие условия», — рассуждает партнер Deloitte.
В отчете Deloitte указывается, что в Европе и США приобретением и перепродажей подержанных смартфонов занимаются профессиональные дилеры, вроде американских сервисов Envirofone, Mazuma, Gazelle, uSell, Optus и др. Они предоставляют клиентам гарантии, различные бонусы (в том числе денежные), дополнительные услуги: доставку, аксессуары, скидку. Кроме того, такие дилеры в отличие от сайтов объявлений гарантируют продавцу реализацию его телефона, а также принимают аппараты, требующие ремонта.
Представитель МТС (управляет крупнейшей в России мобильной розничной сетью) Дмитрий Солодовников сообщил, что они анализируют возможность запуска программы по реализации б/у телефонов «с учетом реалий отечественного рынка». «Некоторые программы мы проводили, но пока сделать интересную программу не получилось, — сообщил президент «Евросети» Александр Малис. — Поэтому массовое распространение это направление не получило». Несколько лет назад были подобные акции и у «Связного», по словам представителя сети Сергея Тихонова. Он отметил, что «Связной» может вернуться к подобному формату продвижения конкретных моделей смартфонов в будущем. Однако от чего будет зависеть это решение, Тихонов не пояснил. По его словам, потребителям более интересны другие акции, вроде получения при покупке смартфона скидки на следующие позиции в чеке.
Эльдар Муртазин констатирует, что в России нет программ работы с б/у телефонами. «Дело в том, что повторная реализация устройства просто невозможна: официально смартфон нельзя продать без сертификата соответствия, никто не знает, откуда его привезли, какие есть неполадки, необходимо проводить техосмотр. Поэтому пока основным каналом для реализации остается площадка формата Avito, вторым — знакомые и близкие люди, а на третьем месте — рынки», — говорит Муртазин.
Анна Вовнякова, Анна Балашова