По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 году объем рынка игр и платных сервисов в социальных сетях составил 3,34 млрд рублей (около 105 миллионов долларов США), увеличившись в долларовом выражении более чем в 17 раз по сравнению с 2008 годом. Быстрый скачок связан с появлением социальных игр и развитием платных сервисов. В 2010 году рост продолжился и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу года объем рынка составит 9,35 млрд рублей (около 309 миллионов долларов США).
На данный момент основным платежным инструментом для пользователей является SMS-сервис. Но, по оценкам J’son & Partners Consulting, доля платежей через SMS в социальных сетях значительно уменьшилась: с 99% в 2009 году до 81% в 2010 году. Данный факт связан не только с ростом популярности платежей через Интернет и с помощью терминалов, но и невыгодностью использования SMS-платежей как для пользователей, так и для самих социальных сетей в связи с высокой комиссией, предлагаемой операторами сотовой связи.
Возможность оплачивать сервисы и услуги в социальных сетях с помощью платежных терминалов появилась у пользователей только в начале 2010 года, и, по оценкам J’son & Partners Consulting, доля платежных терминалов за весь 2010 год составит более 7% объемов платежей социальных сетей. Динамика роста данного сегмента в обороте сетей платежных терминалов также показательна. Например, в платежных терминалах QIWI (КИВИ) за 9 месяцев 2010 года прирост составил 150%. К другим способам оплаты премиальных услуг и сервисов в социальных сетях относятся оплата с помощью электронных денег или банковских карт. По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2010 году доля других способов оплаты составит 12%.
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 году объем рынка всех онлайн-игр в России составил 9,1 млрд рублей (около 287 миллионов долларов США), что на 146% больше чем в 2008 году в рублевом выражении. К концу 2010 года рынок вырастет еще на 62% в рублевом выражении. Рост рынка обусловлен развитием игр для социальных сетей, доля рынка которых в 2009 году составила около 10%, и высокой востребованностью платных функций и сервисов среди пользователей социальных сетей и онлайн-игр.
Оборот платежных терминалов за оплату платных услуг в онлайн-играх стремительно растет.
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 году доля платежей пользователей онлайн-игр через терминалы значительно увеличилась по сравнению с 2008 годом и составила более 45%, что свидетельствует о большой популярности платежных терминалов среди игроков. Только в платежных терминалах QIWI рост оборота онлайн-игр в 2009 году составил 299%, а рост аналогичного показателя в 2010 году составит не менее 294%. Оплата игровых услуг через SMS-сервис также присутствует на рынке онлайн-игр, но в связи с высокой комиссией с помощью SMS производятся в основном микротранзакции, соответственно денежная доля SMS-платежей является невысокой. Этот тренд распространился и на 2010 год.
Несмотря на уменьшение комиссии мобильными операторами за оплату различных игровых услуг и товаров с помощью SMS-сервиса, она по-прежнему остается высокой (20-25%), в то время как терминалы и ЭПС позволяют оплачивать подобные услуги с комиссией 5-8%. Поэтому при насыщенности рынка терминалами (особенно в больших городах) и высоком среднем платеже пользователи задумываются о различных способах оплаты сервиса и выбирают наиболее экономичные.