По данным Telecom Daily, в 2013 г. база пользователей платного ТВ росла от квартала к кварталу на 0,7-1,2 млн. При этом прирост на 0,5 млн подписчиков минимальный на российском рынке платного ТВ за последние три года, уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
Снизился и годовой прирост — за год с конца II квартала 2013 г. количество абонентов платного ТВ в России выросло на 3 млн, тогда как год назад прирост составил 4,5 млн пользователей.
Рекордсменов роста или падения среди операторов нет — темпы роста абонентских баз у всех снизились примерно одинаково, говорит Кусков. Рынки крупных городов (с населением от 500 000 жителей) близки к насыщению — в них платным ТВ пользуется уже свыше 72% домохозяйств, объясняет он. При этом сейчас операторы практически не ведут строительства сетей в новых для себя регионах, не было в 2013 г. — начале 2014 г. и крупных сделок по слиянию и поглощению, отмечает он. Преодолеть спад провайдерам платного ТВ позволило бы продолжение географической экспансии — в Сибирь, на Дальний Восток и на юг России, где проникновение платного ТВ составляет 52-57%, рекомендует Кусков.
Рынок спутниковых операторов, в первую очередь крупнейшего в России оператора платного ТВ "Триколор ТВ", — населенные пункты с населением менее 500 000 жителей, продолжает Кусков. Однако число потенциальных абонентов там также сокращается, отмечает он. Триколор" сейчас подключает достаточное количество новых абонентов во многом благодаря запуску полноценной работы в Сибири, продолжает он. Но надо понимать, что часть абонентов после года платного обслуживания продолжают смотреть только пакет из 13 бесплатных каналов, который предоставляет "Триколор", объясняет Кусков.
По данным iKS-Consulting, за II квартал 2014 г. количество абонентов платного ТВ в России выросло на 600 000, или на 1,7%. В 2012-2013 гг. ежеквартальный прирост составлял чуть более 2%, отмечает аналитик компании Елена Крылова. При этом как "Триколор", так и другие операторы начали ощущать конкуренцию со стороны бесплатного государственного эфирного цифрового ТВ, считает Крылова.
На рынке платного ТВ наблюдается некоторое снижение темпов роста — сейчас абоненты в основном перетекают от одних операторов к другим, полагает представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. Но в "Билайн ТВ" (телевизионный бренд "Вымпелкома") во II квартале наблюдался рост, радуется она. Айбашева связывает это с запуском мобильного приложения "Билайн ТВ", а также с введением оператором новой системы пакетирования телеканалов.
В I квартале 2014 г. количество низкодоходных телевизионных абонентов МТС, смотревших социальные пакеты каналов, снизилось, зато средняя доходность (ARPU) абонентов в годовом выражении выросла на 5%, говорит представитель оператора Алексей Меркутов.
Темпы роста "Триколор ТВ" сохраняются на запланированном уровне, уверяет его представитель Елизавета Капралова. Безусловно, есть абоненты, пользующиеся просмотром социального пакета, но это главным образом те, кто купил оборудование более 3-5 лет назад, говорит она.
В сегменте традиционного кабельного ТВ рост замедляется, также соглашается представитель "Ростелекома" Валерий Костарев. Абонентская база кабельного ТВ "Ростелекома" стабилизировалась, зато количество абонентов перспективной технологии интернет-телевидения (IPTV) в I квартале 2014 г. выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 33%, отмечает он.
Валерий Кодачигов