«Евросеть» – крупнейшая компания на данный момент в России, работающая на рынке сотового ретейла. Сейчас сеть салонов связи «Евросеть» представлена 4340 магазинами, в том числе 3715 в России. По результатам 2008 года оборот компании «Евросеть» составил $5,7 млрд. Согласно отчету компании Deloitte (январь 2009 г.), в период 2002-2007 гг. «Евросеть» стала самым динамично развивающимся ретейлером в мире. До осени прошлого года владельцем сети были частные лица, сейчас, после ряда сделок, «Евросеть» контролируется компанией «ВымпелКом» («Билайн»).
«Евросеть» на протяжении шести месяцев проводила оптимизацию своей розничной сети как в России, так и странах СНГ. Первоначальными планами компании было закрытие порядка 25 % торговых точек, которые либо были неэффективны, либо дублировали другие салоны «Евросеть». Сейчас в компании принято решение о завершении работ по оптимизации сети в связи с тем, что «Евросеть» вышла на необходимые показатели работы раньше планируемого срока, сократив при этом лишь 13 % салонов. «Евросеть» планирует в ближайшие три месяца открыть 86 новых торговых точек по всей России. Это будут как магазины, которые были «заморожены» в ходе оптимизации, так и новые магазины на свободных местах с адекватными условиями аренды.
«Мы успешно завершили процесс оптимизации торговых точек и теперь будем открывать салоны с учетом новых условий, – говорит вице-президент по коммерции компании «Евросеть» Виктор Луканин. – В наших планах на ближайшие три месяца открытие порядка 86 точек, из которых большинство будет категории VIP, то есть это будут просторные салоны с очень широким ассортиментом в престижных и знаковых местах, удобных для покупателей».
Возврат к развитию сети также стал возможен благодаря положительным переговорам с арендодателями, которые пошли на снижение арендных ставок на 30-40 %, а иногда и на 60 %. В некоторых случаях «Евросети» удалось договориться о нулевой арендной ставке. В этих местах компания оплачивает только коммунальные услуги. Кроме того, многие арендодатели согласились перейти на постоплатную форму сотрудничества.
«Новые реалии рынка и «проседание» рынка коммерческой недвижимости позволили компании «Евросеть» рассмотреть возможность открытия новых салонов, тем более что арендодатели охотно идут нам навстречу, так как ситуация и расстановка сил на рынке мобильного ретейла изменилась за последние полгода таким образом, что во многих торговых центрах остаются только монобрендовые салоны связи. Это снижает покупательский поток, что невыгодно сказывается на проходимости этих торговых центров, – отмечает Виктор Луканин. – Таким образом, оставаясь мультибрендовым игроком на рынке, мы получаем больше преимуществ при заключении договоров аренды, а значит, можем позволить себе продолжить развитие, несмотря на изменившиеся условия для бизнеса. Также мы по-прежнему продолжим стратегию развития компании, основанную на обязательном присутствии во всех труднодоступных и удаленных населенных пунктах численностью от 5 тыс. человек».
«Евросеть» стала первым ретейлером на рынке сотовой розницы России, который выступил со столь оптимистичным заявлением с начала кризиса, который на продавцах мобильных телефонов и тарифов сказался особенно сильно. В настоящее время выжившие и перекупленные ретейлеры заняты активным сокращением числа салонов, и, похоже, оптимизация еще продлится какое-то время.
Заявление «Евросети» об обретении финансовой стабильности прозвучало сразу после недавнего разлада с МТС, во время которого стало известно, что «Евросеть» задолжала МТС 420 млн рублей. Итогом скандала стало прекращение приема платежей МТС через кассы «Евросети», и, вероятно, последует изъятие тарифов, оборудования и рекламной продукции МТС из салонов сети. Ответной мерой со стороны «Билайна», которому принадлежат 49,9 % акций «Евросети», стало прекращение продаж своих стартовых пакетов в сети салонов «Эльдорадо», которую недавно купила МТС (см. новость раздела МТС от 2 апреля 2009 г.).
Непонятно, кто в этом споре проиграл, а кто приобрел (например, по данным МТС, через «Евросеть» проходили только 3 % платежей оператора, а число продаваемых стартовых пакетов МТС в «Евросети» снижается уже не первый месяц), однако на сегодня «Евросеть» продолжает оставаться лидером на рынке сотовой розницы – ретейлер имеет 30 %, второе место занимает «Связной» с 19 %, к которому, по одним данным, присматривается МТС, а по другим – «ВымпелКом», на третьем месте с 10 % расположена розница МТС (частично или полностью выкупленные оператором сети).