В марте 2015 года Samsung подала документы на сертификацию операционной системы (ОС) Tizen в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), рассказал РБК директор по корпоративным продажам компании Андрей Тихонов. По его словам, на первом этапе сертификацию должен получить исходный код Tizen, а на втором — одно из устройств Samsung на базе этой ОС.
Сертификация завершится до конца 2015 года, рассчитывает Тихонов. По его словам, компания пока не приняла решение о том, какое из устройств получит сертификат безопасности, один из рассматриваемых вариантов — смартфон. Сертифицированное устройство Samsung рассчитывает выпустить уже до конца 2015 года, говорит Тихонов.
Сертификация в ФСТЭК, которая гарантирует защиту от утечки данных и прослушивания, нужна Samsung для продвижения продуктов на основе Tizen как защищающих конфиденциальную информацию: Samsung пытается занять нишу канадской Blackberry, производителя защищенных смартфонов прежде всего для b2b-клиентов — крупных компаний и госсектора, рассказал РБК источник, знакомый с планами компании. Blackberry продавала защищенные смартфоны и на российском рынке. За последние несколько лет Blackberry фактически ушла с рынка: если в первом квартале 2012 года доля устройств Blackberry на мировом рынке, по данным IDC, составляла 6,3%, то в первом квартале 2015 года — 0,3% (в России — 0,2%).
Рыночная ниша для защищенных смартфонов не только не исчезла, но и расширяется: по словам Андрея Тихонова из Samsung, в последние два года после ряда скандалов, связанных с утечкой данных из смартфонов и почтовых сервисов чиновников, в крупных организациях произошла «существенная переоценка рисков, связанных с информационной безопасностью». Даже в коммерческих компаниях с жесткими регламентами информационной безопасности посетители обязаны сдавать устройства на входе, добавляет он. Конфиденциальный корпоративный смартфон должен содержать только те приложения, которые одобрены руководством предприятия, управляться регламентами службы информационной безопасности и иметь доступ к корпоративному облаку, из которого они смогут загружать приложения и другой контент, перечисляет Тихонов.
«B2b — интересная ниша, поскольку система безопасности — это очень важно для корпораций, для госсектора. Представление гибкой, защищенной и, самое главное, изолированной экосистемы — весомое преимущество», — говорил летом прошлого года в интервью РБК глава Samsung Mobile в России Аркадий Граф.
Tizen — вторая операционная система, которую развивает и поддерживает Samsung. В 2010 году компания выпускала недорогие телефоны на базе ОС Bada, которые были популярны в России. Три года спустя Samsung объявила о слиянии Bada с Tizen. «Программирование идет, как ветвь большого дерева, и в какой-то момент стало понятно, что оно растет не в ту сторону. И вместо того чтобы его перестраивать, проще было вырастить новое дерево, избавившись от проблем, с которыми столкнулись при выращивании первого», — объяснял причину неудачи Bada глава Samsung Mobile в России Аркадий Граф в интервью РБК.
В основу Tizen помимо Bada легли еще две версии операционных систем MeeGo (ее развивала Nokia) и LiMo (платформа на базе Linux). Кроме Samsung над развитием операционки работают такие производители как Intel, Huawei, Fujitsu, Panasonic, а также операторы Orange, NTT Docomo, Vodafone и другие, которые входят в ассоциацию Tizen.
Преимуществом операционной системы является открытый исходный код, который позволяет убедиться в отсутствии скрытых угроз внутри платформы.
Первый смартфон на основе Tizen, Samsung Z1, продается с 2015 года в Индии и Бангладеш. По данным исследовательской компании Counterpoint Research, в первом квартале 2015 года Samsung Z1 стал самым продаваемым аппаратом в Бангладеш. Доля поставок смартфонов на Tizen в первом квартале 2015 года в мире уже составила 0,2% ($59,63 млн в финансовом выражении).
Россия должна стать третьей страной, в которой Samsung начнет продавать смартфон на основе Tizen. Год назад вице-президент корейской компании Йонг-Дек Чой заявлял, что продажи смартфона Samsung на Tizen в России начнутся с сентября 2014 года. Но релиз модели несколько раз откладывался, а в феврале 2015 года компания объявила, что смартфоны на Tizen будут продаваться только корпоративным клиентам. Сейчас, по словам Тихонова, компания вновь рассматривает вопрос продажи аппаратов на Tizen и физическим лицам, о подробностях собеседник РБК говорить отказался.
Сейчас Samsung ведет переговоры с потенциальными заказчиками. Сначала планируется запустить пилотный проект, в рамках которого корпоративные клиенты смогут заказать небольшую партию смартфонов — от одной до 10 тыс. штук. «В первую очередь данная концепция востребована крупными государственными и корпоративными клиентами из нефтяного, банковского и телеком-секторов», — поясняет Тихонов.
Источники в нескольких телекоммуникационных компаниях подтвердили, что получали предложение от Samsung. Один из них говорит, что Samsung рассчитывает на 10–15 компаний из трех названных Тихоновым сфер.
Сотрудники МТС общались с представителями Samsung о решениях на базе Tizen, рассказал РБК пресс-секретарь оператора Дмитрий Солодовников. Если на эти продукты будет спрос, в перспективе МТС будет готова предложить их для корпоративных пользователей, добавил он.
Сертификация во ФСТЭК — входной билет Samsung для работы с госучреждениями, говорит создатель мессенджера 4talk Сергей Кравцов. По его мнению, корейская компания будет конкурировать на этом рынке с Yota Devices, добавил он. Смартфон YotaPhone первого и второго поколения уже получил сертификат безопасности ФСБ в 2014 году, рассказывал ранее гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов. Это перспективный сегмент — в России около 1,5 млн госслужащих, которые могут стать потенциальными клиентами Samsung и Yota Devices, говорит Кравцов.
Ирина Юзбекова, Виталий Акимов