Проект «Triple-65» подразумевает строительство оптоволоконных сетей в России на базе технологии FTTB (Fiber-to-the-Building, «оптика в каждый дом»). Компанией «Голден Телеком» было принято решение об ее использовании еще в 2006 году (см., например, новость spbIT.ru от 18 октября 2006 г.). Приобретение «Корбины Телеком» в мае 2007 года стало ключевым моментом реализации широкополосной стратегии «Голден Телеком». Первоначально она была ориентирована на корпоративный уровень, причем только на крупных клиентов. В свою очередь, клиенты «Корбины Телеком» – средний и малый бизнес, а также частные клиенты. Кроме того, преимущество «Корбины Телеком» «Голден Телеком» видит в том, что «Корбина Телеком» имеет освоенную технологию строительства сетей плюс обученные бригады монтажников. «Мы всегда хотели выйти на массовый рынок, – комментируют в компании «Голден Телеком». – Однако «Голден Телеком» была сфокусирована на корпоративном рынке. Но если не можешь сделать сам, то купи того, кто может сделать». «Корбина Телеком» к тому времени уже строила FTTB-сети в Москве, Ярославле, Калуге, Санкт-Петербурге, Туле, причем успешно. Таким образом, «Голден Телеком» объединилась с умением и знанием «Корбины Телеком» для выхода на массовый рынок.
Первоначальный план проекта «Triple-65» подразумевал строительство сетей FTTB в 12 городах, в которых насчитывалось порядка 7,9 млн домохозяйств с населением 23,9 млн человек. На сегодняшний день первые результаты проекта показали, что компании опережают заявленные ранее планы на 50 % и к концу 2007 покроют 11,6 млн домохозяйств с населением в 34,9 млн человек в 24 городах. До 2010 года планируется развернуть сети FTTB в 65 городах России с общим населением порядка 65 млн человек, предложив в них услуги широкополосного доступа и услуги Triple-play примерно 65 % всех домохозяйств – поэтому проект получил название «Triple-65». Среднее количество квартир в жилом доме составляет 100, при среднем показателе 2,8 чел. на одну квартиру. Таким образом, данные сети обеспечат покрытие примерно для 15,6 млн домохозяйств или 42,3 млн человек.
В течение последних трех месяцев компании «Голден Телеком» и «Корбина Телеком» подключили к услугам широкополосного доступа 65 тыс. абонентов Москвы. В 2007 году количество абонентов увеличилось на 184 тыс. и составило 299 тыс. Сегодня компания «Голден Телеком» имеет наибольший прирост числа абонентов широкополосного доступа в Москве. В России число абонентов «Голден Телеком» и «Корбина Телеком» за последние три месяца выросло на 86 тыс. Общее количество пользователей в России увеличилось на 243 тыс. и составило 383 тыс.
Комментируя первые результаты проекта, главный управляющий компании «Голден Телеком» Жан-Пьер Вандромм отметил: «Уже сегодня мы вдвое превысили собственный план до конца 2007 года. Нам удалось ускорить строительство сетей FTTB и опередить темпы реализации проекта, получив в Москве 50 % от прироста рынка спроса на услуги широкополосного доступа. Несмотря на то что рынок Москвы является высококонкурентным и хорошо развитым, компания «Голден Телеком» является сейчас наиболее динамично растущей в сегменте услуг широкополосного доступа». Следующий этап проекта – покрытие еще 41 города, однако в компании отмечают, что, возможно, охваченных городов в итоге будет больше.
Напомним, что на данный момент «Корбина Телеком» присутствует в следующих регионах: Великий Новгород, Иваново, Воронеж, Йошкар-Ола, Калуга, Кемерово, Махачкала, Мурманск, Нижний Новгород, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Тольятти, Тула, Ульяновск, Уфа, Ярославль. Не во всех названных городах до конца построена сеть, но телематические услуги предоставляются (см., например, новость nn.ict-online.ru от 15 августа 2007 г.) и оператор стремится к предоставлению услуг tryple play. Например, во II квартале 2007 года компания «Корбина Телеком» приступила к тестовой эксплуатации услуги цифрового телевидения на базе транспортной инфраструктуры передачи данных «Корбины Телеком» (см. новость дайджеста от 17 июля 2007 г.). IP-TV базируется на платформе Microsoft Mediaroom (впервые внедренной в России) и, кроме возможности смотреть более 100 телевизионных каналов в цифровом качестве, обеспечивает большую гибкость и интерактивность по сравнению со спутниковым или кабельным телевидением, предлагая такие услуги, как «видео по запросу» («VoD»), «виртуальный видеомагнитофон» («time shift TV», «PVR») и другое. Услуга IPTV предоставляется московским абонентам сети «Корбина Телеком». В течение ближайших шести месяцев (до конца апреля 2008 года) запланировано расширение зоны IPTV до 20 городов России, среди которых: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов, Нижний Новгород, города Московской области и др. По оценке генерального директора компании «Корбина Телеком» Александра Малиса, к 2009 году около 25–30 % пользователей выделенного интернет-канала будут являться одновременно абонентами услуги цифрового телевидения.
«Инфраструктура широкополосной сети в России с уровнем проникновения в 9 % находится в начальной стадии своего формирования и в разы отстает от сетей развитых стран. Наш проект по строительству сетей FTTB самый большой в Европе, и к 2010 году мы сможем ликвидировать разрыв в применении современных технологий и вывести Россию на лидирующие позиции по использованию широкополосного доступа в Интернет», – отметил Александр Малис.
Как отмечает старший консультант iKS-Consalting Константин Анкилов, на региональном рынке основными конкурентами «Голден Телеком» и «Корбины Телеком» являются МРК, группа «Комстар» («Стрим», «Стрим-ТВ», а теперь еще и МГТС), «ЭР-Телеком», «Мультирегион», а также великое множество домовых сетей и операторов КТВ разного калибра. Если говорить о московском рынке, то основным конкурентом «Голден Телеком» является группа компаний «Комстар-ОТС», цель которой – занять 50 % московского рынка широкополосного доступа в Интернет к 2011 году (см. новость от 25 сентября 2007 г.). «Обходить конкурентов мы собираемся за счет того, что «Комстар-ОТС» – основной конкурент – предоставляет ADSL-доступ, а «Голден Телеком» организует оптоволокно. Сама технология превышает по качеству (скорости и объему передачи данных) возможности DSL. Медный кабель заложен давно и предназначен изначально для передачи голоса, а не для Интернета или ТВ», – комментируют в компании «Голден Телеком».
Компания «Комстар-ОТС», однако, не позиционирует это противостояние как борьбу технологий. На данный момент компанией осуществляется модернизация инфраструктуры и увеличение пропускной способности сетей, в результате чего будут сняты скоростные ограничения (см. новость от 9 октября 2007 г.). Кроме того, «Комстар-ОТС» делает упор и на то, что имеет проникновение во все домохозяйства за счет предоставления услуги доступа в Интернет через медный кабель.
Напомним, что на середину года у «Стрим» был 31 % рынка, у «Корбины Телеком» – 14 -15 %, кабельного оператора «Акадо» – 10 %, Ethernet-операторов Qwerty – 7 %, NetByNet – 6 %. В «Голден Телеком» отмечают, что хотя «Корбина Телеком» сейчас на втором месте по числу абонентов после «Комстар-ОТС», но прирост абонентов за квартал у «Корбины Телеком» выше. «Действительно, «Корбина Телеком» лидирует по доле подключений, только по нашим данным на нее приходится треть подключений. Конкуренция усиливается, но рынку еще потребуется почти два года, чтобы прийти к уровню насыщения. Так что возможности для роста есть у всех, но в перспективе вряд ли кому-то из игроков удастся контролировать более трети рынка – конкуренция слишком велика», – комментирует ситуацию конкуренции Константин Анкилов.
Высказался на этот счет и один из игроков «большой пятерки» – компания «Нэт Бай Нэт Холдинг»: «То, что у «Корбины Телеком» самый высокий прирост абонентов по Москве – это голословное утверждение, очередной PR компании, которая не раз заявляла о своих грандиозных планах и каждый раз находила способы оправдать их невыполнение. В действительности у «Корбины Телеком» самое большое покрытие по Москве, что на самом деле не гарантирует самый высокий приток абонентов. По крайне мере, в тех районах, где присутствует NetByNet, по нашим сведениям, мы подключаем больше. К тому же «Корбина Телеком» не учитывает отток абонентской базы – в последнее время отток абонентов «Корбины Телеком» к нам серьезно усилился в связи с тем, что агрессивная реклама о скорости Интернета и качестве обслуживания «Корбины Телеком» не всегда соответствует действительности и абоненты остаются разочарованными. По крайней мере, об этом нам пишут абоненты «Корбины Телеком», которые переподключаются к NetByNet, а также те клиенты NetByNet, которые, решив попробовать сеть «Корбины Телеком», возвращаются к нам обратно, - говорит генеральный директор «Нэт Бай Нэт Холдинг» Вадим Курин. – Темпы роста NetByNet быстрее «Корбины Телеком», поскольку помимо высокого органического прироста мы присоединяем целые сети, лидеры в своих районах. Наши основные конкуренты недооценивают накопленный потенциал в районных сетях, и каждая интеграция дает нам лояльных клиентов, профессиональный менеджмент и перспективы высокого роста. Скепсис конкурентов, в частности «Корбины Телеком» и Qwerty, по поводу роста NetByNet дает нам дополнительную уверенность в правильности выбранной стратегии развития. У нас работает уникальная на сегодняшний день команда специалистов, способная интегрировать в NetByNet целые сети и принести в новые районы качество NetByNet в кратчайшие сроки».
«На мой взгляд, рынок широкополосного доступа будет расти в основном за счет развития сетей FTTB, то есть NetByNet, «Корбины Телеком», Qwerty. Уже в сентябре 2007 года NetByNet стал вторым по количеству обслуживаемых абонентов в Москве по технологии FTTB. Районные сети вымрут как класс, поскольку они не смогут выйти на тот же самый технологический уровень, что и лидеры рынка, – для предоставления современных услуг triple play необходимы огромные инвестиции. Доля рынка «Стрима» в лучшем случае будет поддерживаться за счет агрессивной рекламы и демпинговых цен. Технология FTTB является более современной и, несомненно, возьмет верх над xDSL, по крайней мере в мегаполисах. «Труба» к абоненту, а значит, и скорость в случае FTTB выше во много раз и не вызывает сомнения у технических экспертов. На это «Комстар-ОТС» может ответить лишь тем, что такая скорость сегодня клиентам не нужна. Но клиент выбирает сам, и сейчас развивается большое количество новых сервисов – интерактивное телевидение, видео по запросу, телефония, видеоконференции и т. д. – все это требует расширения этой самой «трубы». Мы дождемся результатов 2007 года и увидим, что «Стрим» уже практически перестал расти, в то время как конкуренты (NetByNet, «Корбина», Qwerty и другие) растут гораздо быстрее рынка в целом, в том числе за счет подключений в свои сети бывших абонентов «Стрима», - добавляет г-н Курин.
«Проект «Голден Телеком» и «Корбины Телеком» наверняка окупится: потенциал регионального рынка широкополосного доступа действительно огромен, и, быстро выйдя в города, компания успевает поучаствовать в его дележе – московские и местные игроки уже приступили к разделу пирога, но «Голден Телеком» и «Корбина Телеком» еще успевают «к столу» – место в большинстве регионов для новых игроков еще есть. Рыночные позиции компаний будут варьироваться от города к городу. Где-то компания станет лидером, где-то будет иметь сравнительно небольшую долю рынка – там, где рынок уже занят или нерыночные барьеры особо крепки. Но в целом компания наверняка станет одним из крупнейших игроков этого сегмента – у нее есть инвестиции, есть грамотный менеджмент, есть видение перспектив, и время для выхода на рынок сейчас, пожалуй, наиболее подходящее», – резюмирует Константин Анкилов.
Подробности
Компания «Голден Телеком» является одним из крупнейших фиксированных операторов связи в России и также действует в странах СНГ. Сейчас она представлена в ряде городов России в лице как филиалов, так и дочерних компаний (19 и 8 соответственно), всего у компании организовано более 290 точек присутствия. Оператор был создан на основе нескольких компаний – основной базой стала «Совинтел», также в проект вошли «ТелеРосс», «Коминком-Комбеллга». Основной бизнес компании связан с предоставлением магистральных услуг, в городах своего присутствия компания работает как в корпоративном сегменте, предоставляя полный спектр услуг универсального оператора, так и в частном – здесь компания продвигает карты «РОЛ» и «Голден Телеком», а также в ряде городов работает с технологией ADSL («РОЛ»). Компания предлагает услуги мобильной связи в Киеве и Одессе.
«Корбина Телеком» образована в конце 1995 года и представляет собой универсальный российский телекоммуникационный холдинг, специализирующийся на оказании различных услуг связи корпоративным и частным клиентам. «Корбина Телеком» обладает собственными средствами и сооружениями связи и осуществляет свою деятельность в Москве и 24 других регионах России. Основными целевыми группами «Корбина Телеком» в столице являются домашние пользователи, предприятия малого и среднего бизнеса. В конце 2005 года «Корбина Телеком» приступила к созданию сети FTTB, которая на сегодня охватывает около 2,6 млн квартир в Москве, Петербурге, Ярославле, Туле, Оренбурге и Калуге. Сеть компании обслуживает более 200 тыс. пользователей, предоставляя услуги широкополосного доступа в Интернет. В число основных услуг входят телефонизация объектов и подключение к сети Интернет по коммутируемым и выделенным линиям, мобильная телефония, предоставление услуг междугородней и международной телефонной связи, включая транзит трафика операторов связи; построение корпоративных сетей (как физических, так и виртуальных), предоставление услуг передачи данных, организация видеоконференций, IP-телефония, веб-хостинг и colocation (размещение серверов заказчиков в технической зоне «Корбина Телеком»), интернет-телевидение Corbina.TV и продажа универсальных карт «Телефон+Интернет».