О том, что руководство Сколково рассматривает возможность лишать льгот те компании, которые не ведут исследовательскую деятельность, игнорируют рабочие встречи и отказываются сотрудничать с другими участниками проекта, рассказали РБК daily несколько собеседников в самом иннограде. По их словам, в октябре этого года на наблюдательном совете в Сколково будут рассматриваться «Правила проведения исследовательской деятельности», в которых будет указан ряд критериев, которым должны соответствовать проекты. «Уже сейчас есть ощущение, что среди 600 компаний далеко не все ведут активную исследовательскую деятельность или работают именно над тем проектом, который заявили при получении статуса участника проекта «Сколково». На данный момент перечень критериев находится в разработке», — делится с РБК daily один из менеджеров в фонде.
По информации второго собеседника РБК daily, не так давно руководство кластеров Сколково разослало участникам проекта предложения помочь в привлечении инвестиций. «Более чем из 600 участников откликнулись 130, 20 из которых отказались, а 110 ответили положительно. Кроме того, мы знаем, что еще у 70 компаний уже есть средства для работы и исследовательской деятельности. Отсюда возникает вопрос, почему на самый важный вопрос в жизни инноватора — о привлечении денег в его проект — не откликнулись порядка 400 компаний», — возмущается источник в фонде.
Резидент Сколково имеет права запросить финансирование на сумму до 5 млн руб. Средства предоставляются в виде грантов при условии, что компания обязуется сама также вложить сумму, равную запрошенной. Более крупные суммы предоставляются также на невозвратной основе, при условии что проект будет одобрен инвесткомитетом иннограда.
Как отмечает директор департамента инвестиций РВК Ян Рязанцев, избавляться от неработающих резидентов необходимо, но делать это надо крайне осторожно. «Стоит понимать, что под одну гребенку приспосабливать все проекты вредно. Бывает такое, что проект «не пошел» и команда предпринимателей и ученых думает, как по-другому коммерциализировать разработку. В таких «замороженных» компаниях работа идет не в лаборатории, а в умах основателей, и лишать такие стартапы льгот и рабочей среды неблагоразумно. Кроме того, либерализация отношений всегда положительно влияла на технологический бизнес», — говорит эксперт.
Член попечительского совета фонда «Сколково» и управляющий партнер компании Almaz Capital Partners Александр Галицкий слышал об инициативе «Сколково» лишать льгот неработающие компании, однако подробностей не знает. «Это логичный шаг — говорит он. — Ведь неработающие компании никому не нужны».
В компании «Роснано» от комментариев отказались. Однако стоит напомнить, что весной этого года госкомпания закрыла 13 проектов с бюджетом 17,9 млрд руб. Деньги вернулись в фонд и будут потрачены на инвестирование других компаний.
Виталий Петлевой