О проблемах с реализацией поправок к закону "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов" (вступили в силу в мае) "Ъ" рассказали банкиры. Сложности возникли после того, как налоговики (проверяют наличие ККМ в целях уплаты налогов) начали рассылать по банкам запросы о местонахождении банкоматов. "Дело в том, что банкоматы, имеющие функции внесения наличных и оплаты с их помощью услуг и товаров, ФНС относит к терминалам, а поправки в закон требуют оснащать терминалы ККТ",— сообщили "Ъ" в одном из банков, получивших запрос от налоговиков. "Между тем банкоматы, к которым относит такие многофункциональные устройства ЦБ, оснащения ККТ не требуют",— говорит один из банкиров. Это подтверждается ответом ЦБ на запрос банкиров, указывает он. По подсчетам "Ъ", цена вопроса — оснащать банкоматы-терминалы ККМ или нет — несколько десятков миллионов долларов. По данным ЦБ, на 1 января в России было установлено 93,1 тыс. банкоматов с функцией внесения наличных. "В среднем оснащение одного банкомата ККМ стоит порядка $400",— говорит собеседник "Ъ" в банке из топ-10 по размеру банкоматной сети. Сколько банкоматов при этом выполняют также и функции терминалов (и находятся вне отделений банков — именно в них закон требует устанавливать ККТ), в ЦБ не раскрывают. Но если хотя бы половину банкоматов считать терминалами, то потратить на их оснащение банкирам придется не менее $20 млн.
Многофункциональные устройства, которые сочетают в себе функции терминалов или банкоматов, используют многие банки. Это позволяет привлечь клиентов: в таких устройствах можно как совершить обычные операции по карте, так и оплатить товар или услугу наличными без ее использования. На расширение функционала банкоматов банкиры пошли уже давно, чтобы не терять прибыль из-за разросшегося небанковского терминального бизнеса. Но ранее — ввиду отсутствия у налоговиков обязанности контролировать наличие кассовых аппаратов в банковских устройствах — проблем у банкиров не возникало.
Сложностей добавляет еще и нечеткость данного в законе определения банкомата, указывает собеседник "Ъ", знакомый с позицией банковского регулятора. Банкиры участвовали в обсуждении этого определения и отчасти виновны в итоговом результате, отмечает он. Ответственность за неприменение ККТ — предупреждение или административный штраф — от 30 тыс. до 40 тыс. руб. за каждый выявленный случай неоснащения банковского устройства ККТ.
В сложившейся ситуации банкиры, по информации "Ъ", снова направили запросы в заинтересованные органы с целью прояснения их единой позиции. Однако пока согласия в их рядах нет. "Целью налоговых органов при контроле за применением ККТ является правильность исчисления налогов, и такая цель отличается от целей ЦБ",— говорят в пресс-службе ФНС. В ЦБ подтвердили получение запросов банкиров, но не изложили свою позицию по возникшей проблеме, указав лишь, что она "основана на нормах закона". В Минфине говорят, что трактовка закона ФНС "не совсем корректна", так как наличные денежные расчеты входят в определение банкомата.
В ситуации разногласий между ведомствами решение оснащать или не оснащать многофункциональные банкоматы ККТ остается за участниками рынка. Банкиры, не желая попасть между молотом и наковальней, официально комментировать ситуацию в большинстве своем опасаются. Если госорганы не достигнут выгодного банкам компромисса, клиенты банков могут лишиться возможности оплачивать в банкоматах услуги третьих лиц. Как заявили "Ъ" в пресс-службе ФК "Открытие", в банках которой "спорных" банкоматов-терминалов насчитывается 4 тыс. штук, "мы прорабатываем возможность вовсе отключить функцию осуществления наличных денежных расчетов в банкоматах".
Ольга Шестопал