Россия стала лидером по доле слушателей музыки через стриминговые сервисы, говорится в отчете IFPI. Доля стриминга в общей структуре потребления музыки у россиян достигает 87%, на втором месте — Мексика (81%), тогда как, например, США — только на шестом (68%), Великобритания — на десятом (56%), Япония — на последнем 18-м (23%). Среднемировой уровень составил 61%.
IFPI проводила опрос интернет-пользователей в возрасте 16–64 лет 20 стран (данные по двум, Индии и Китаю, не представлены в общем рейтинге) в апреле-мае 2018 года. Совокупно эти страны обеспечивают 91% мировых продаж музыки, уточняется в исследовании.
Высокая доля стриминга в России исторически может быть обусловлена быстрым развитием локальных сервисов, например, «ВКонтакте» и Zaycev.net, рассуждает основатель селлера аудиорекламы Unisound Михаил Ильичев: поскольку онлайн-магазины, такие как iTunes, традиционно не были популярны, то россияне сразу перешли от дисков к стримингу. При этом в США низкая доля потоковых сервисов отчасти объясняется как раз большей популярностью iTunes, из-за чего пользователи привыкли к модели покупок, считает эксперт.
За счет легализации контента во «ВКонтакте» доля пиратской музыки в России сейчас может быть ниже трети, полагает господин Ильичев. Интерес к стримингу поддерживают и ретрансляторы радиостанций, добавляет он: многие вещатели лояльно относятся к такому формату, тем самым увеличивая свою аудиторию.
Летом количество активированных платных и пробных подписок в музыкальной экосистеме «ВКонтакте», «Одноклассников» и плеера Boom превысило 1,5 млн, напоминает руководитель продвижения музыкального сервиса «ВКонтакте» Роман Богаутов. При этом за последние годы социальная сеть подписала партнерские соглашения с Universal Music Group, Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Merlin Network, Believe, The Orchard, «Первым музыкальным издательством» и другими правообладателями. «Доля стриминговых сервисов растет с каждым годом — продажа музыки на физических носителях и скачивание треков уже давно идут на спад, пользователям гораздо удобнее иметь доступ к огромной аудиотеке в любой момент»,— рассуждает господин Богаутов.
В «Яндексе» отмечают, что по рейтингу App Annie по итогам 2017 года «Яндекс.Музыка» признана самым доходным приложением среди неигровых. Этому способствует развитие персональных рекомендаций и дистрибуции: «Яндекс.Музыка» входит в подписку «Яндекс.Плюс», встроена в колонку «Яндекс.Станция» и мультимедийную платформу для автомобилей «Яндекс.Авто». Общая ежемесячная аудитория «Яндекс.Музыки» превышает 20 млн пользователей, говорят в компании, а в июне 2018 года число подписчиков достигло 1 млн.
По данным агентства InterMedia, цифровые продажи легального аудио (скачивание и стриминг) в России выросли в 2017 году на 10%, до 2,6 млрд руб. В 2018 году рост также может составить 10–15% и произойдет именно за счет стриминга, так как доля скачивания и загрузки, несомненно, будет сокращаться, уверен гендиректор InterMedia Евгений Сафронов. Но рынок пока не особенно прозрачен, признает он: все имеющиеся данные остаются экспертными оценками.
Елизавета Макарова