По итогам 2017 года продажи смартфонов в России выросли на 36% в долларовом и на 19% в рублевом выражении — до $6,5 млрд или 382 млрд руб. соответственно, следует из подсчетов GfK. В штучном выражении рост составил 9%, продажи достигли 28,7 млн штук, что стало наивысшим показателем за последние три года. В отдельно взятом четвертом квартале рынок впервые за три года продемонстрировал положительную динамику к прошлогоднему уровню, отмечают в GfK. Продажи в штуках выросли на 6%, до 8,4 млн, а в денежном выражении достигли 128 млрд руб., или $2,2 млрд.
В «Евросети» и «М.Видео» дают похожие оценки: по их данным, в денежном выражении объем продаж смартфонов в 2017 году составил 388 млрд руб. В штучном выражении в «Евросети» оценили число проданных аппаратов в 28,8 млн, в «М.Видео» — в 29 млн.
В 2018 году в GfK ожидают снижения темпов роста спроса до 5–7% в штучном выражении. «Это будет связано с продолжающимся ростом проникновения смартфонов и смещением потребителей в сторону более дорогих и технологичных устройств»,— пояснил представитель компании. По прогнозу «Связного», в штучном выражении рост рынка в 2018 году составит 5%. Несмотря на это, рост в рублевом выражении может только усилиться: так, в январе 2018 года он вырос на 25% к январю 2017-го, рассказала коммерческий директор «Связного» Дагмара Иванова. В частности, по итогам января ритейлер отмечает рост популярности смартфонов дороже 25 тыс. руб. на 4% в штуках, а дороже 40 тыс. руб.— на 2,2%. Так, продажи Apple выросли на 6,5% в деньгах и 5,8% в штуках к январю 2017 года. Доля бренда достигла 40% в деньгах и 16,5% в штуках.
«Клиенты наших салонов связи переориентировались с бюджетного оборудования на более дорогие и качественные устройства»,— подтверждает гендиректор «МегаФон-Ритейла» Кирилл Шибанов. Например, доля 4G-смартфонов в продажах «МегаФона» достигла 82% против 51% годом ранее. В «Евросети» также ожидают, что в 2018 году рынок усилит темпы роста в денежном выражении.
Главным драйвером роста спроса на более дорогие смартфоны стала доступность финансовых предложений, считают в МТС и «Связном». «Также рынок рос за счет конкуренции между тремя ведущими брендами — Samsung, Apple и Huawei, которые снижали цены на популярные модели»,— заметил представитель МТС Дмитрий Солодовников. В МТС также напомнили, что в 2018 году на российский рынок выходят новые бренды, такие как Oppo и Vivo, которые еще более усилят конкуренцию. В «Вымпелкоме» отметили, что в 2017 году на рост продаж смартфонов влияли удешевление LTE-моделей, акционные предложения и появление большего числа моделей с большим экраном, заменяющих планшеты. От прогнозов на 2018 год оператор воздержался.
В «М.Видео» уверены, что на рынок смартфонов в 2018 году продолжит влиять рост онлайн-продаж гаджетов китайских производителей. По оценкам ритейлера, каждый четвертый купленный в России смартфон выпущен одним из китайских вендоров, в то время как по итогам 2016 года доля китайских производителей составляла только 15%. «Этот сегмент имеет большой потенциал для развития как за счет укрепления долей текущих лидеров Huawei, Honor, Xiaomi, так и за счет появления новых игроков»,— считают в компании.
Юлия Тишина