"Система" предъявила права требования на 32% акций СМАРТС месяц назад, утверждая, что приобрела эти права еще в 2008 году у группы лиц, которые, в свою очередь, выкупили их у "Сигмы". Господин Маевский заявлял "Ъ", что для него претензии АФК на акции оператора стали полной неожиданностью (см. "Ъ" от 4 марта). На прошлой неделе "Система" подала соответствующий иск к "Сигме", основному владельцу СМАРТС Геннадию Кирюшину, а также к принадлежащей ему компании "Ангентро Трейдинг энд Инвестментс лимитед".
АФК также попросила суд наложить арест на права требования "Сигмы" к акционерам СМАРТС, а также на 799 и 484 акции (32%) оператора. Но суд отказался удовлетворить ходатайство.
Как следует из определения суда в отказе об обеспечительных мерах, "Сигма" получила права требования к "Ангентро", но потом заложила их МБРР. От банка права требования по залогу перешли к "Системе" на основании договоров цессии по кредитным договорам, обеспеченным залогом "Сигмы", говорится в документах суда. В "Системе" вчера заявили, что "Сигма" заложила свои права требования к "Ангентро" и господину Кирюшину в МБРР в обеспечение обязательств третьих лиц еще в 2006 году. В 2008 году АФК выкупила их у МБРР на основании договора цессии. "Интерес заключается не в том, чтобы получить в собственность заложенные акции СМАРТС, а в получении нами заемных денежных средств, возврат которых был обеспечен залогом прав требования "Сигмы"",— заявила вчера руководитель пресс-службы АФК "Система" Юлия Белоус. По ее словам, определение суда "Система" еще не получила, решение о своих дальнейших действиях АФК примет после того, как ознакомится с ним.
"Сигма" получила права требования на акции СМАРТС в конце 2005 года, купив у ВЭБа права требования по кредиту акционеров оператора на $56,3 млн — компании "Ангентро" и Геннадия Кирюшина, залогом по которому были 32% оператора. С этого момента между ними и "Сигмой" шли судебные разбирательства. Летом 2009 года у "Сигмы" сменился владелец — им стал предприниматель Леонид Маевский. В начале текущего года он подписал мировое соглашение с основным акционером СМАРТС Геннадием Кирюшиным, по которому они пообещали отозвать все иски друг к другу, а за "Сигмой" было закреплено право на 19,97% СМАРТС (у Геннадия Кирюшина и его родственников — 77,08% компании, 2,95% принадлежит подконтрольному "Связьинвесту" "Волгателекому").
С осени прошлого года основные акционеры СМАРТС вели переговоры о продаже компании "Связьинвесту". Госхолдинг даже успел провести due diligence компании, за 97,05% ее акций по предварительным договоренностям он мог заплатить $495 млн. Но после того как "Система" подала иск к господам Кирюшину и Маевскому, в "Связьинвесте" заявили, что до окончания судебных разбирательств покупка СМАРТС нецелесообразна.
Леонид Маевский заявил вчера "Ъ", что впервые слышит о том, что его компания закладывала права требования к "Ангентро" и Геннадию Кирюшину в МБРР. "Ни документального из отчетности, ни устного от бывших владельцев и сотрудников "Сигмы" подтверждения этому у меня нет",— говорит он.
Руководитель корпоративной и международной практики Sameta Сергей Булгаков отмечает, что суды достаточно консервативны в принятии обеспечительных мер: "Чтобы оспорить решение суда, "Системе" нужно будет доказать, что без таких мер ей будет нанесен существенный ущерб либо что это сделает невозможным исполнить будущее решение суда".
Анна Балашова