Среди абонентов МТС потребление СМС-сообщений на смартфонах остается стабильным последние несколько лет на уровне 25–30 СМС на абонента в месяц, несмотря на растущее потребление мессенджеров, сообщили “Ъ” в МТС. Тенденция связана с включением СМС в пакетные тарифы, что позволяет пользователям не считать потребление сообщений, отмечает вице-президент по маркетингу МТС Вячеслав Николаев. Выручку от услуги оператор не раскрывает.
Остальные операторы менее оптимистичны в отношении СМС. Так, «МегаФон» еще в июне 2017 года исключил СМС из всех пакетов линейки «Включайся!», кроме «Пиши» и «Премиум». «Вымпелком» исключил СМС из своего самого дешевого тарифа, предложив докупать их дополнительно по 1,5 руб. за штуку. Tele2 в прошлом году снизил объем СМС в ряде тарифных планов до 50 штук. Один из тарифов не содержит включенных СМС, за которые абонент платит, только если пользуется этой услугой. «Мы не хотим, чтобы наши клиенты переплачивали за огромные объемы СМС, которые они не используют. Вместо этого Tele2 включила в тарифы безлимитные социальные сети и мессенджеры»,— поясняют в компании. «Следуя за меняющимся спросом клиентов, мы постепенно сокращаем размер СМС в тарифах, клиенты не хотят платить лишнее за невостребованные сервисы. Для тех, кому СМС актуальны, действуют по-прежнему выгодные предложения»,— говорят в пресс-службе «Вымпелкома».
Абоненты «МегаФона» переходят на мессенджеры, но СМС по-прежнему остаются востребованными, сообщили в пресс-службе оператора.
В целом в 2017 году использование СМС в России сократилось на 20% и составило не более 20–25 штук на абонента в месяц, оценивает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Пакеты объемом 500 SMS и более просто не расходуются, поскольку пользователи смартфонов имеют в использовании до трех мессенджеров»,— поясняет он. СМС могут быть востребованы, если абонент, например, недоступен в iMessage, допускает господин Кусков. А исключение СМС из пакетов и продажа их поштучно становятся попыткой операторов дополнительно заработать на услуге, добавляет он.
Сейчас потребление СМС составляет 20–25 штук на абонента в месяц с учетом смартфонов и кнопочных телефонов, хотя два-три года назад было в среднем на уровне 40 штук, подтверждает оценки партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова. «Выручка от СМС стабильна, но динамика нулевая за счет того, что продают пакетами»,— отмечает она. Рост пакетных тарифов с включенными СМС стимулирует потреблять услугу, несмотря на развитие мессенджеров, согласен аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Операторы делают ставку на СМС-рассылки, рекламу, информирование и банкинг, за счет которых возможен рост их выручки, добавляет гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов.
Юлия Тишина