Спустя три года после внесения в Госдуму законопроект №223849-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления особенностей распространения информации в социальной сети) прошел второе и третье чтение в конце декабря 2020 г., прошел Совет Федерации и 30 декабря 2020 г. подписан президентом РФ и опубликован. Закону оставили месяц на вступление в силу, и с 1 февраля 2021 г. российские социальные сети будут обязаны его соблюдать.
Инициаторами проекта выступили депутаты Государственной Думы Сергей Боярский, Андрей Альшевских, представляющие фракцию "Единая Россия", а также члены Совета Федерации Андрей Климов и Людмила Бокова. В ходе рассмотрения законопроекта происходили дополнения состава инициаторов проекта, а также снятие инициаторами фамилий с законопроекта. Например, Людмила Бокова и Андрей Климов присоединились к работе над законопроектом 4 апреля 2018 г.
В тексте документа дается определение социальной сети с указанием количества пользователей. Социальная сеть, согласно документу, - это сайт и (или) страница сайта в сети интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе РФ и иных языках народов РФ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети интернет, находящихся на территории РФ.
Кроме того, в документе вводятся правила пользования социальной сетью. Владелец социальной сети должен будет разместить в такой сети документ, устанавливающий правила использования социальной сети. Правила должны содержать, например, не противоречащие законодательству РФ требования к распространению в социальной сети информации, права и обязанности пользователей социальной сети и прочие пункты.
Согласно новому закону, реестр социальных сетей ведет Роскомнадзор. Документ формулирует процедуру признания Роскомнадзором информационного ресурса социальной сетью. Для этого ведомство организует мониторинг информационных ресурсов, утверждает методику определения количества пользователей информационного ресурса в сутки, вправе запрашивать у владельца социальной сети и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра.
Роскомнадзор считает закон своевременным и востребованным. "С каждым годом объем вредоносной информации, распространяемой в социальных сетях, растет. Если в 2017 г. выявлено 104 тыс. фактов распространения подобной информации, то в 2018 г. - 119 тыс. По итогам 2020 г. этот уровень может быть превышен. Цель нового закона - повысить оперативность выявления и удаления из соцсетей социально опасной информации, - рассказала корреспонденту ComNews пресс-служба Роскомнадзора. - Социальные сети и сейчас ведут работу по удалению неприемлемой информации: большая часть запрещенного контента удаляется. С принятием законопроекта эта работа станет более эффективной. Например, треш-стриминг нужно выявлять и блокировать сразу, в онлайне. Это возможно только силами соцсетей".
Пресс-служба Роскомнадзора подчеркнула, что, благодаря закону, к социально значимой деятельности по выявлению и удалению запрещенного в России интернет-контента подключаются сами социальные сети. "Объединение усилий государства и интернет-сообщества позволит сделать интернет более комфортным и безопасным для граждан, особенно для детей и подростков. Роскомнадзор готов к исполнению требований законопроекта. Санкции в отношении социальных сетей законопроектом не предусмотрены".
Представители крупных российских соцсетей ("ВКонтакте" и "Одноклассники") от комментариев отказались.
Гендиректор ООО "ОрдерКом" Дмитрий Галушко против закона. Он отметил, что сейчас идет борьба за власть над умами между государством и глобальными корпорациями - и это общемировая тенденция. "Госвласть для самосохранения имеет цель: управлять умами граждан. Сейчас умы "живут" в интернете - по последним опросам большинство черпает информацию из интернета, а не из традиционных СМИ - ТВ, радио, бумажной прессы. Для управления умами сегодня надо управлять онлайн-контентом, который крутится в Сети. И здесь есть два разных подхода. Первый - восточный - блокировать контент, и не важно, что меньшинство смотрит запрещенку, важно, что большинство не может смотреть. Эта модель предполагает отсутствие свободы выбора. А уже за неблокировку наказание штрафами. Западный: штрафы миллионнодолларовые за запрещенку - персональные данные, нацизм. При этом свобода сохраняется, но за нее придется дорого заплатить. И здесь уже сами платформы вынуждены ставить фильтры: пример - Германия. Россия посередине в подходах, - поясняет Дмитрий Галушко. - Западная модель у нас также используется: Google, Facebook, Twitter наказаны сотнями тысяч штрафов. Штрафы - вопрос времени"
Директор Института информационных технологий университета "Синергия" Станислав Косарев согласен с Дмитрием Галушко: "Этот законопроект отвечает общемировому тренду на регулирование интернет-пространства. Сегодня государства стремительно заходят в сферу соцсетей и выпускают регулирующие законопроекты. Это характерно не только для России. Мы видим, что в Штатах вовсю удаляют паблики и блокируют аккаунты тех людей, которые не согласны с "правильной" риторикой. Там осуществляется прямое цензурирование. Что касается данного законопроекта, то в нем есть один скользкий момент. Там говорится о блокировке контента, выражающего неуважение к власти. Нужно прояснить, что считать неуважением к власти. Например, если гражданин критикует какой-то государственный аппарат, приводя при этом факты и аргументы, - это проявление неуважения к власти? Это тонкий юридический момент, который требует детальной проработки. В противном случае возможны разночтения. Ну а если говорить о порнографии или экстремизме, то такой контент, разумеется, запрещено размещать, - комментирует Станислав Косарев. - Не исключаю, что этот законопроект приняли в сжатые сроки на волне того, что происходит в США с блокировкой аккаунтов сторонников Трампа. В случае чего всегда можно будет сказать: там демократия в чистом виде, а вот что происходит. К тому же пандемия обратила взор государства на онлайн-сферу. Цифровизация пронизывает все сферы нашей жизни, поэтому появляется все больше и больше законопроектов, регламентирующих деятельность интернет-пользователей".
Партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин отметил, что если говорить о том, должны ли операторы социальных сетей мониторить контент, размещаемый пользователями, то, разумеется, это необходимо. "Однако механизм, предлагаемый в новом законе, далек от идеального. Прежде всего бросается в глаза перекос в бремени доказывания незаконности размещенной информации. Любой пользователь может назвать какое угодно сообщение другого пользователя недостоверным либо содержащим информацию, порочащую честь, достоинство или деловую репутацию, а оператор социальной сети обязан удалить такое сообщение. При этом оператор должен поверить на слово, ведь закон не предусматривает предоставления каких-либо подтверждений недостоверности или ущемления прав пользователя. Все знают, что оживленная дискуссия в Сети является событием тривиальным и часто спорящие участники переходят на личности. После вступления закона в силу любой пользователь, которого задели в споре, сможет пожаловаться на другого пользователя оператору социальной сети, который должен будет удалить нежелательные сообщения в течение суток. Это не только неправомерно, так как не дает возможности другой стороне доказать обоснованность размещенной им информации, но и нецелесообразно по причине возможного вала жалоб пользователей друг на друга", - считает Алексей Сулин.
Юлия Мельникова