Специалисты считают, что в борьбе за первенство на рынке сотовой связи мобильные компании прибегают к различным уловкам, в том числе – к искусственному сдерживанию оттока абонентов за счет подключения на их SIM-карты платных услуг.
Выдвинуть такие предположения позволяет статистика, которая показала, что в течение всего последнего года прирост проданных SIM-карт у представителей «большой тройки» поддерживается на достаточно высоком уровне, хотя ранее он показывал заметное снижение. Эксперты связывают это с внедрением компаниями платного сервиса информирования о пропущенных звонках.
Хитрость состоит в том, что при вычислении прироста абонентов из общего объема проданных SIM-карт отнимаются карты, списанные в отток. При этом ту карту, с которой за последние 3 месяца хотя бы единожды снимались средств за платную услугу, в отток списать нельзя. Следовательно, все карты, которыми абоненты уже не пользуются, могут продолжать считаться активными, если с них периодически списываются небольшие суммы за неотключенные платные услуги.
Именно такой услугой стал сервис, информирующий абонентов о пропущенных вызовах. С конца 2014 года по начало 2015 года эта услуга стала платной на большинстве тарифов операторов МТС, «МегаФон» и «Билайн». При этом ее стоимость колеблется от 0,5 до 1,2 рубля в сутки.
Какое именно количество абонентов продолжает считаться активным лишь за счет данной услуги, мобильные компании не сообщают. Эксперты Telecom Daily предполагают, что доля «мнимых абонентов» в «МегаФоне» и «Билайне» может составлять около 7-9%, а в МТС эта цифра достигает 12-14%.
Доля искусственно активных абонентов в базе МТС выше, чем у других операторов, за счет того, что компания длительное время предлагала своим клиентам при оформлении одной "симки" получить 2-ю в подарок. Как правило, на подаренной карте по умолчанию подключен ряд платных услуг, в числе которых и уведомления о пропущенных звонках. Подобные акции с раздачей подарочных карт периодически проводятся и другими операторами, но именно в МТС это делается на постоянной основе.
Представитель МТС Дмитрий Солодовников назвал такие выводы фантазией и заявил, что подключение платных услуг не является основной причиной снижения оттока абонентов. Солодовников также отметил, что МТС последней из «большой тройки» ввела регулярное списание средств за уведомления о пропущенных звонках, и при этом на большинстве тарифов данный сервис на сегодняшний день является бесплатным. Однако стоит отметить, что бесплатной эта услуга стала лишь с этой весны – до этого долгое время на все пакетные предложения из тарифной линейки Smart по умолчанию предустанавливалось платное информирование о пропущенных входящих.