Об этом представители сотовых компаний рассказали вчера на круглом столе в Москве.
По словам руководителя по взаимодействию с контролирующими органами ОАО "МегаФон" Дмитрия Абрамова, если до принятия поправок в июле 2014 г. количество жалоб пользователей этому оператору достигало 4 тыс. за несколько дней, то на середину апреля 2015 г. в компанию поступает только 30-40 обращений в день.
Одновременно падает и число обращений абонентов "МегаФона" в Федеральную антимонопольную службу (ФАС ). Если в июле 2014 г их было около 900 за месяц, то в январе и феврале 2015 г. - около 40.
Количество операторских блокировок в 2014 г. достигло 1,5 млрд сообщений, говорит Дмитрий Абрамов. При этом по итогам прошедших трех месяцев 2015 г. заблокировано всего около 300 тыс. сообщений.
"Могу полностью подтвердить наглядность этих цифр", - сказал начальник отдела управления корпоративной связью и партнерских продуктов ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") Николай Коротков. По его словам, у этой компании другие абсолютные показатели жалоб на SMS-спам, однако диаграмма выглядит "примерно так же". "Трафиком, который идет напрямую от заказчика, мы полностью управляем", - заверил Николай Коротков.
У ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) количество жалоб на спам от абонентов снизилось примерно в полтора раза, отмечает руководитель направления по совершенствованию отраслевого законодательства Александр Мацкевич. Число нежелательных рассылок уменьшилось примерно в два раза с момента принятия поправок. В то же время в прошлом году количество заблокированных SMS с признаками спама и мошенничества увеличилось у МТС в десять раз до 4,5 млрд, сообщила вчера компания.
Директор Департамента по развитию и управлению продуктами МТС Сергей Иревли обратил внимание на изменившийся характер жалоб пользователей. Теперь абонентов "беспокоят" не сообщения от контент-провайдеров, а OTT-сервисы типа WhatsApp и Viber, куда стремительно мигрирует спам. Такие сообщения также поступают с DEF-номеров российских и зарубежных операторов, добавляет Дмитрий Абрамов.
"Закон действительно стал тем рубежом, тем водоразделом, который позволил изменить ситуацию со спамом", - подчеркивает Александр Мацкевич. "Правоотношения между оператором и абонентом сегодня четкие", - подтверждает член Совета Федерации от Саратовской области Людмила Бокова.
"Мы настаивали, чтобы закон не вызвал проблем у законопослушных граждан", - заметил в свою очередь директор Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России Кирилл Степаненко. "Это редкий случай, когда операторы и регуляторы нашли полное согласие в формулировке, в процессе принятия закона и так далее", - добавил заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов.
Поправки в закон "О связи" о борьбе с SMS-спамом вступили в силу 21 октября 2014 г. Согласно им, компания, желающая осуществлять SMS-рассылку, должна заключить договор с оператором и получить разрешение от абонентов. Пользователь должен сначала дать согласие на получение SMS-рассылки. В дальнейшем он может отказаться от нее, обратившись к оператору. Если компания-отправитель рассылает SMS-рекламу без разрешения абонента, она будет оштрафована.
Даниил Сидоров