Компания «Триколор ТВ», крупнейший российский оператор спутникового телевидения, подвела итоги своей деятельности за 2010 год. Итоги оказались более чем оптимистичными. Так, выручка компании составила 3,334 млрд руб, что на 1 млрд руб. больше по сравнению с результатами 2009 года. Такой значительный рост был достигнут прежде всего за счет ускоренного наращивания абонентской базы: недавно было зарегистрировано восьмимиллионное подключение к ее услугам.
По оценке Вячеслава Мордачева, генерального директора «Триколор ТВ», реальная численность телезрителей значительно выше, потому что количество абонентов фактически соответствует числу подключенных домохозяйств. Активная аудитория телезрителей составляет приблизительно 25 млн человек. Другими словами, в настоящий момент телезрителем «Триколор ТВ» является каждый шестой житель России. Всего же в зоне вещания «Триколор ТВ» проживает 125 млн россиян, и все они рассматриваются как ее потенциальная аудитория.
Такой значительный охват достигается за счет использования спутниковой технологии доставки телеконтента. Услуги цифрового телевещания, предоставляемые компанией «Триколор ТВ», доступны на европейской части России (с 2005 года), а также на территории Уральского, Сибирского и части Дальневосточного округов (с 2007 г.). Вещание на европейскую часть РФ ведется с искусственных спутников Земли Eutelsat W4 и Eutelsat W7, на восточные регионы - с ИСЗ Бонум-1. Многоканальное цифровое телевидение «Триколор ТВ» доставляется даже в самые отдаленные уголки страны, где прием эфирного телевидения затруднен или является неустойчивым.
Для приема пакетов «Триколор ТВ» абонентам достаточно установить спутниковую антенну диаметром 0,6 м или 0,9 м, в зависимости от места проживания. Помимо антенны, требуется разовое приобретение цифрового спутникового ресивера. Защита от несанкционированного доступа осуществляется за счет применения модуля DRE-Crypt и электронной карты ТриколорТВ.
По данным авторитетной британской исследовательской компании IHS Screen Digest, «Триколор ТВ» входит сегодня в десятку крупнейших операторов платного ТВ в мире, причем в этом списке он присутствует уже не первый год. Так, согласно результатам за 2010 г. «Триколор ТВ» занимала там 10 место, имея на счету 5,5 млн подписчиков. Его более сильные конкуренты работали на других регионах. Это - три компании из Индии (лучший показатель у Dish TV с абонентской базой 7,7 млн абонентов) и по одной компании из Германии (KD; 8,6 млн) и Великобритании (BSkyB; 9,5 млн). Лучшими были компании из США, но рынок платного ТВ там уже устоялся, и его абонентская база растет не так интенсивно, как у других компаний.
Лучший показатель в 2010 года среди операторов спутникового телевидения имела американская компания DirectTV - 19,2 млн абонентов. Всего за один год компания «Триколор ТВ» сумела существенно сократить отрыв от лидера. По оценкам IHS Screen Digest за последние 4 года именно «Триколор ТВ» показывает наилучшие результаты по темпам роста абонентской базы – 1 место в Европе и третье в мире, уступая индийским операторам Dish TV и Sun Direct.
Учитывая существующие тренды и выдвигая перед собой амбициозные задачи, «Триколор ТВ» планирует к концу 2011 году увеличить число подключенных абонентов до 10 млн. В пересчете на реальное число телезрителей это составит приблизительно 30 млн россиян к началу 2012 г. или каждый пятый житель страны.
Интерес пользователей привлекает прежде всего широкая сетка вещания «Триколор ТВ». В ней представлены 49 телеканалов стандарта MPEG-2 и 34 телеканала стандарта MPEG-4. Как считает Павел Басов, директор по коммерции и стратегическому развитию бизнеса «Триколор ТВ», очень важным для привлечения новых клиентов является предоставление бесплатного пакета федеральных телеканалов. Этот пакет является наиболее большим по сравнению с предложениями других российских операторов спутникового ТВ.
В дополнение к бесплатному контенту компания предлагает также ряд платных телеканалов. Это - пакет для всей семьи «Оптимум», телеканалы о российском футболе «Наш Футбол», пакет эротических телеканалов «Ночной» и трансляции повышенного качества «Супер- Оптимум», передаваемые в кодировке MPEG-4. Привлекательным для быстрого роста абонентской базы является также подарочный бонус. В настоящее время - это 1 год бесплатного просмотра пакета «Оптимум» для всех новых абонентов.
По данным компании «Триколор ТВ», доля пользователей, просматривающих платные пакеты, составляет около 85 %. Аналогичные оценки приводят независимые эксперты. Так, компания «ИКС-Консалтинг» относит «Триколор ТВ» к лидерам российского рынка по количеству платящих абонентов. Согласно ее данным, их количество составит в 2011 г. порядка 6 млн. абонентов.
Привлекательность платных каналов позволяет «Триколор ТВ» иметь достаточно высокий средний доход с одного абонента. При сравнении с результатами, достигнутыми на конец 2009 года, среднее значение дохода с одного абонента выросло на 12,5 % – с 394 до 441 руб. В суммарных показателях объем выручки «Триколор ТВ» за 2010 г. составил 3,334 млрд. руб.
По мнению экспертов в области телекоммуникаций, в связи с выполнение Федеральной целевой программы по цифровизации рынка телевизионного контента в России в ближайшем будущем произойдет его передел. Однако по мнению Вячеслава Мордачева, рынок уже вошел в эту стадию. Это выражается в повышении роли компании «Триколор ТВ» - сегодня она предоставляет услуги цифрового многоканального телевидения уже примерно для 15 % населения страны. В ближайшие два-три года структура телесмотрения в России полностью изменится. Одним из основных драйверов этих изменений руководство «Триколор ТВ» называет именно свою компанию. Ее накопленный потенциал в виде широкого охвата телеаудитории, и внедряемые новейшие технологии должны и в дальнейшем способствовать возрастанию ведущей роли «Триколор ТВ» на рынке.