Сравнение подвело МТС

Московское областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) признало ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) виновным в нарушении Федерального закона (ФЗ) "О рекламе". Оператору может грозить штраф до полумиллиона рублей. С заявлением на МТС в УФАС обратилось ООО "Евросеть-Ритейл".

"Комиссия Московского УФАС России признала ПАО "МТС" нарушившей п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" ("Общие требования к рекламе" - Прим. ComNews)", - сообщается в материалах столичного УФАС.

С заявлением в УФАС обратилось ООО "Евросеть-Ритейл". В нем сообщалось, что в течение пяти месяцев на "Первом канале" распространялась реклама сети салонов МТС, содержащая, в том числе, фразу "Сколько бы вы ни искали, у нас все равно лучшие цены на смартфоны".

Как отмечается в материалах московского УФАС, данное утверждение сопровождалось текстом, расположенным в нижней части экрана: "В период с 01.11.2015 по 31.12.2015 в салонах МТС цены на ряд смартфонов предельно снижены по сравнению с максимальными ценами на них в салонах МТС и на сайте shop.mts.ru с начала их продажи. Это позволяет считать акционные цены лучшими ценами в салонах МТС. Предложение распространяется на ряд моделей смартфонов".

В УФАС при этом отмечают, что эта информация изображена таким образом, что может быть не воспринята зрителем, что в итоге способно привести к искажению ее смысла и ввести в заблуждение потребителей рекламы.

"Материалы дела о "лучших ценах на смартфоны" переданы уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства. Штраф за подобное правонарушение, предусмотренный КоАП РФ ("Кодекс об административных правонарушениях" – Прим. ComNews), составляет от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.", - сообщил ComNews начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Московского УФАС РФ Павел Олейник.

"Мы еще не получили письменное решение УФАС", - сообщил ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников, добавив, что без него о дальнейших действиях компании пока говорить рано.

В "Евросети" от комментариев воздержались.

Павел Олейник отмечает, что использование в рекламе слов "лучший", "первый", "номер один", "главный" и т.д. должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. "Если данная информация изображена таким образом, что не воспринимается или плохо воспринимается зрителем, и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей", - говорит он.

По словам Павла Олейника, московское УФАС уже сталкивалось с жалобами на использование в рекламе таких слов как: "лучший", "первый", "номер один", "главный" и т.д. без указания конкретного критерия, по которому осуществлялось такое сравнение.

"К нам периодически поступают жалобы, которые касаются недостоверной информации о тарифах. Так, к примеру, в феврале 2016 г. нами было рассмотрено дело о недостоверной рекламе тарифа Smart от МТС", - добавил Павел Олейник.

Напомним, в московском УФАС тогда посчитали, что в рекламе МТС тарифа Smart не было информации о том, что действовавший ранее одноименный тариф, доступный для подключения до октября 2014 г., был переименован в тариф Smart 052013 и не являлся объектом рекламирования.

Кроме того, в прошлом году ФАС выявила нарушения в телевизионной рекламе смартфона Nokia Lumia 635 с LTE от МТС, в рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini" и в рекламе услуг связи МТС с утверждением "Мы отменили роуминг в России!". Во всех трех случаях ведомство постановило оштрафовать оператора на 100 тыс. руб.

В январе нынешнего года с жалобой на МТС в ФАС обратилась Организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ). ОПИ пожаловалась на то, что почти во всех рекламных материалах при продвижении тарифного плана МТС Smart mini от потребителей скрывалась часть существенной информации о тарифе, что вводило потребителей рекламы в заблуждение.

Отметим, что уже целый год на российском рынке смартфонов идет ценовая война. Она началась с тех пор как МТС ушел из "Связного". Тогда оператор сделал ставку на развитие собственной розницы, и, чтобы привлечь в нее покупателей, МТС начал торговать смартфонами почти без наценки. В результате в 2015 г. МТС продал на падающем рынке в 1,5 раза больше смартфонов, чем годом ранее, и увеличил проникновение умных телефонов в абонентской базе на 6 п. п. до 48,4%.

В конце марта 2016 г. "Евросеть" снизила цены на 200 моделей смартфонов – в зависимости от бренда и стоимости аппарата скидки составили от 2 до 50%. Чуть позже цены на 300 моделей портативной электроники и аксессуаров снизил "Связной". С 1 апреля 2016 г. цены на 5000 товаров снизил МТС. Спустя чуть более недели МТС еще раз уценила почти 400 моделей смартфонов на 5–24%.

Виктор Савицкий

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети, Регулирование

Ключевые слова: МТС