В Москве сеть МГТС насчитывает порядка 3 тыс. таксофонов, из них 600 таксофонов финансируются из фонда универсальной услуги связи, а примерно 2,4 тыс.— на балансе МГТС. Ежемесячный трафик в телефонах-автоматах составляет не более миллиона звонков в месяц, примерно четверть граждан связывалась таким способом с экстренными службами — МЧС, скорой помощью и полицией. "Поток звонков абонентов по таксофонам упал из-за широкого распространения мобильных, но убрать их просто так с улиц нельзя — они несут важную социальную функцию",— говорит гендиректор МГТС Андрей Ершов. Таксофоны считаются убыточным проектом МГТС: затраты на их содержание составляют "десятки миллионов рублей в год".
По словам господина Ершова, у МГТС есть первая модель нового таксофона с модулем Wi-Fi, антивандальным сенсорным экраном, камерой для мгновенной съемки и видео, считывателем QR- и штрих-кодов, навигатором с возможностью распечатки маршрутов, принтером, устройством для совершения платежей, в том числе бесконтактных по технологии NFC. Прототип нового таксофона МГТС презентован в мае, подтверждает представитель департамента информационных технологий Москвы Константин Горохов. Проект обсуждался и с Samsung, сказал Андрей Ершов; в пресс-службе Samsung это не прокомментировали.
"В рамках пилотного этапа проекта в 2013-2014 годах МГТС планирует установить в Москве несколько сотен таксофонов нового формата",— пояснили в пресс-службе МГТС. Модернизация одного таксофона оценивается в $5-10 тыс., соответственно, модернизация всей сети телефонов-автоматов обойдется в сумму до $24 млн, оценивает менеджер телекоммуникационного оператора. Источник "Ъ", знакомый с планами МГТС, считает, что проект может окупиться за пять лет.
МГТС уже неоднократно пыталась заработать на сети таксофонов. Так, в 2007 году МГТС и "Комстар" (в 2001 году поглощен МТС) объявили о запуске сети из 200 таксофонов с Wi-Fi. Тогда было установлено несколько десятков аппаратов, но устройствами пользовались лишь в гостиницах. В прошлом году МГТС вместе со столичным оператором рекламы "Фокус медиа групп" провела ребрендинг кабин таксофонов. На них была размещена реклама концертно-зрелищных мероприятий, на время исчезнувшая после демонтажа афиш в Москве. Андрей Ершов не говорит, сколько МГТС заработала на рекламе. Между тем глава столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников в интервью "Ъ" в апреле заявлял, что реклама не может размещаться на поверхностях кабинок таксофонов: в правилах размещения наружной рекламы в Москве такого формата нет. "Сейчас у них ("Фокус медиа групп".— "Ъ") есть действующее разрешение от правительства на размещение рекламы на таксофонах до 2017 года",— говорит господин Ершов.
Директор по проектам iKS-Consulting Константин Анкилов считает, что таксофоны вряд ли смогут конкурировать с терминалами оплаты, поскольку последние и так распространены повсеместно. "Точка Wi-Fi на улице имеет ограниченную популярность. Но в данном случае будет работать рекламная модель, когда стоимость точки будет оплачивать либо рекламодатель (пользователь первым попадает на его страницу), либо владелец помещения, в котором она будет располагаться",— отметил Константин Анкилов. Сколько сможет заработать МГТС при использовании рекламной модели, он не берется оценить, но от владельцев помещений оператор, организовавший бесплатную Wi-Fi-точку, получает в среднем 3-3,5 тыс. руб. в месяц, оценили в iKS-Consulting.
Владислав Новый, Анна Балашова