В то время, как многие страны мира занимаются сейчас внедрением мобильных сетей стандарта 5G, в России решается более важная задача – импортозамещение телеком-отрасли с переходом на собственное телеком-оборудование стандарта 4G. Сети же нового поколения 5G не только не строятся в России из-за отсутствия соответствующего оборудования, а нет и разработок для таких проектов. Нет также и массовых поставок в Россию смартфонов с поддержкой сетей 5G. Без широкой аппаратной поддержки, смысла строительства сетей 5G в России не усматривают даже эксперты.
Однако государство пытается «взбодрить» телеком-отрасль. Оно продолжает «игры» вокруг 5G, но действует весьма своеобразно. Одной рукой государство не способствует ввозу в страну смартфонов с поддержкой 5G, другой рукой принимает решения, которые обещают появление в будущем возможностей для внедрения 5G.
Одно из таких начинаний произошло на днях. Государственная комиссия по радиочастотам объявила о предоставлении с 2023 года частот миллиметрового диапазона (24,25–27,5 ГГц). Тем самым, операторы связи получили реальную возможность для начала строительства сетей 5G.
Сразу надо отметить, что речь идет о «бизнесовом» диапазоне. Он предназначен для корпоративных проектов и строительства высокоскоростных, мобильных сетей. Для массовых пользователей эта инициатива была бы интересна, если бы появилась поддержка нижнего диапазона Sub 6 ГГц, который может использоваться для широкомасштабной мобильной связи.
В то же время об открытии диапазона Sub 6 ГГц пока речи не идет: Этот «золотой диапазон», охватывающий частоты 3,4–3,8 ГГц, сейчас «держат» военные, и они не собираются отдавать его. Как считают эксперты, без выделения этого нижнего диапазона никакого развития 5G в стране не будет.
Развитию сетей 5G в России точно не способствует также уход из страны зарубежных инвесторов и вендоров. В настоящее время сотрудничество с Россией прекратили такие поставщики телеком-оборудования 5G, как Cisco, Ericsson, Nokia.
Уход европейских фирм привел к тому, что Huawei и ZTE остались единственными мировыми провайдерами сетей 5G, которые продолжают работать в России. В то же время Huawei также перестала отвечать на запросы о поставках своих продуктов, хотя официально компания не объявляла о своем уходе.
Ранее эти четыре компании (Cisco, Ericsson, Nokia и Huawei) активно сотрудничали с российскими операторами, предлагали им на тестирование свое оборудование для 5G. В настоящее время только «МегаФон» заявляет о готовности закупать оборудование 5G у китайских, индийских и израильских поставщиков.
Представитель «Билайн Россия» (принадлежит VEON) отмечает, что в стране действуют «существенные технические ограничения в использовании существующих радиоуслуг, использующих основную полосу спектра для развития мобильных сетей 5G в диапазоне 3,4–3,8 ГГц». Поэтому его активность в сторону развития 5G отсутствует.
Комментарии «Билайн» перекликаются с заявлениями другого мобильного оператора России компании МТС. Еще в 2020 году финансовый директор МТС Андрей Каменский заявил, что регуляторы в России «не желают выделять частоты в диапазоне 3,4–3,8 ГГц, который обеспечивает основную долю трафика 5G в большинстве стран».
Как отметил Алексей Бойко, аналитик MForum, «несмотря на наличие тестовых зон 5G (они имеются для абонентов МТС и «МегаФона»), до сих пор еще никто не получил лицензии на коммерческий запуск сети 5G». Формально первую лицензию 5G в России получила только МТС в 2020 году, но она была выдана на миллиметровый частотный диапазон (24,25–24,65 ГГц). «Этот диапазон мало пригоден для построения сетей 5G общего пользования. Поэтому за два прошедших года оператор не предпринял попыток запуска сетей 5G для населения. Сети 5G mmWave - это неплохое дополнение сетей 5G в среднечастотных диапазонах, не более", - резюмировал Бойко.
Возведение сетей 5G требует установку новых базовых станций и инфраструктуры. Большое количество использованных в них патентов делает это строительство не только дорогим, но еще и сильно зависимым от правообладателей. Поднять эти расходы мобильным операторам в одиночку крайне сложно.
Отсутствие оборудования 5G тормозит процесс строительства. Параллельный импорт не может заменить поставки оборудования 5G операторского класса, потому что оно выпускается под заказ. Установка отдельных станций 5G способна породить «винегрет», ввести который в эксплуатацию не возьмется ни один оператор.
Российский регулятор обещает, что запуск сетей 5G будет выполняться при использовании исключительно российского оборудования. «Декларируется, что сеть 5G должна строиться на базе российского решения. Другое дело, что считать «российским решением». Нельзя строить сеть 5G с использованием базовых станций Ericsson или Huawei. Но в теории можно получить разрешение на запуск 5G на российском решении, даже если «под капотом» найдутся зарубежные компоненты», - поясняет ситуацию Бойко.
Запуск строительства сетей 5G можно было начать еще один-два года назад, используя уже развёрнутое оборудование западного производства. Но тогда российские операторы не смогли получить разрешения на использование соответствующих диапазонов частот. Это сделало бессмысленным закупки еще доступного западного оборудования.
Сложившиеся условия могут указывать на то, что приоритеты на развитие мобильных сетей на ближайшие несколько лет будут смещены в сторону строительство сетей 4G/LTE на базе оборудования отечественного производства. По мнению экспертов, такой подход оправдан. Сети 5G больше ориентированы на промышленное использование, внедрение технологий нового поколения – таких в России сейчас нет. Для массового потребления достаточно уровня LTE при текущем уровне приложений.
Строительство сетей 5G затрагивает не только замену инфраструктуры на современное оборудование, а также требует внедрения нового ПО, в том числе прикладного уровня. Этот процесс только начинается, такого прикладного ПО пока еще очень мало. Параллельный импорт также не сможет решить в полном объеме поставленные задачи.
Наиболее остро для России сейчас стоит вопрос даже не оборудования, а развития новых прикладных программных технологий, для которых будет востребована сеть 5G. Если такие задачи появятся и будут решаться, тогда вопрос с оборудованием 5G будет решен параллельно, считают эксперты.
О том, что в России уже предпринимались попытки запустить выпуск собственного оборудования 5G, известно по проектам «Ростех». Еще в феврале 2021 года эта госкорпорация объявила о создании «первой отечественной базовой станции уровня LTE Advanced операторского класса». Подобные станции являются переходными между 4G и 5G.
Со слов Бойко, «Ростех» разработал тогда «лишь отдельные фрагменты. Серийный выпуск не был налажен, а в конструкции использовались зарубежные комплектующие».
«Никто не знает, как поведёт себя такая сеть, если к ней будут подключены десятки миллионов устройств, - рассказал Бойко. - Такое оборудование можно начать обкатывать в условиях небольших частных сетей 5G, чтобы получить опыт, выявить возможные проблемы и их устранить. Отечественные решения вряд ли могут быть конкурентоспособными по цене, поскольку речь идёт о малосерийном производстве. Для выхода на сравнимые цены оборудование должно производиться сотнями тысяч экземпляров и поставляться на экспорт».
В целом рынок воспринял разработки «Ростеха» очень критично. Как отметил Михаил Климарёв, директор Общества защиты интернета (внесён Минюстом в Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента), в России «нет производственных мощностей для того, чтобы изготовлять микропроцессоры, а 5G - это в первую очередь вычисления. 5G развивает новую концепцию — «туманные вычисления», которые выполняются на самих базовых станциях. Благодаря этому и может существовать Интернет вещей».
Российские операторы также отнеслись к разработкам «Ростеха» осторожно. Ни «Ростелеком», ни «Вымпелком», ни МТС не поддержали эти решения и не заявили о готовности закупать российское оборудование с требуемыми характеристиками, качеством и ценами. Только «МегаФона» заявил о готовности провести тестирование. Такая ситуация ставит под сомнение конкурентоспособность разработок «Ростеха».
Пока ясно только то, что до 2024–2025 годов сетей 5G не будет. Для него нет ни оборудования, ни частот, ни приложений.