Вишинг может быть нацелен как на частных пользователей, так и на сотрудников организаций. Рассылка спама — это первый этап. Если жертва попадается на крючок и перезванивает по указанному номеру, то её начинают «обрабатывать». Цель злоумышленников — выманить конфиденциальные данные либо убедить перевести деньги на указанные реквизиты или установить на устройство ПО для удалённого управления. В последнем случае мошенники затем выводят деньги со счёта без прямого участия пользователя.
Чаще всего письма вишеров стилизованы под уведомление от какого-либо сервиса, например крупного интернет-магазина, платёжной системы или сайта ПО, доступ к которому предоставляется по подписке. Задача сообщения — заставить пользователя действовать быстро и необдуманно. Обычно текст составлен так, чтобы сложилось впечатление, что он создан автоматически. Скорее всего, это нужно, чтобы жертве не пришло в голову ответить на письмо, а сразу навести её на мысль позвонить по указанному номеру. Как правило, злоумышленники звучат весьма убедительно, они могут торопить или запугивать абонента, чтобы у него не было времени подумать.
«К сожалению, даже продвинутые пользователи, сталкиваясь с вишингом, могут растеряться, попасться в ловушку и выполнить инструкции злоумышленников. Мы напоминаем о необходимости сохранять бдительность и ни в коем случае не делать срочно то, что от вас требуют незнакомцы, даже если они представляются сотрудниками крупных известных организаций», — комментирует Роман Деденок, эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского».
Для защиты от вишинга компания рекомендует:
* Сокращённо от английского voice phishing.
** Данные на основе анонимизированной статистики срабатывания решений «Лаборатории Касперского».