Итоги конкурсов на места во втором мультиплексе (пакет цифровых каналов, вещающих на одной частоте) Роскомнадзор подведет 14 декабря. Мультиплекс рассчитан на десять каналов. В конкурсах могут участвовать телеканалы, вещающие не менее чем в пяти регионах, доля программ отечественного производства у них должно составлять не менее 55%. Размер конкурсного взноса определен в 721,9 тыс. руб. Победитель должен будет заплатить 36,095 млн руб., а затем заключить контракт с ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) на оказание услуг по распространению цифрового сигнала на срок действия лицензии — десять лет. Заявки на участие в конкурсах на вещание во втором мультиплексе будут приниматься до 21 ноября. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров ожидает, что на десять разыгрываемых мест будет 15-19 претендентов.
ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы" предусматривает, что к 2016 году всем жителям России должны быть доступны каналы трех мультпиплексов. Первый мультиплекс строится за бюджетные средства, в него войдут "Первый канал", "Россия 1", "Россия Культура", "Россия 2", "Россия 24", НТВ, "Пятый канал", "Карусель", "Общественное телевидение" и региональный канал, который еще не выбран.
Распространение во втором мультиплексе обойдется телеканалу в 944 млн руб. в год (почти $32 млн по вчерашнему курсу), начиная с 2016 года, когда сети будут полностью построены, объявил вчера гендиректор РТРС Андрей Романченко. По его словам, до 2016 года плата будет ниже.
Каналам придется оплачивать не только цифровой сигнал, но и аналоговый. Согласно ФЦП, аналоговое вещание просуществует до тех пор, пока оборудования, способного принимать сигнал цифрового ТВ, не будет у 98% населения страны. Продажа такого оборудования началась еще в 2009 году, однако в начале этого года было принято решение о переходе со стандарта вещания DVB-T на стандарт DVB-T2. Проникновение телевизоров и приставок, поддерживающих DVB-T2, пока незначительное, признал вчера господин Жаров.
О затратах вещателей на аналоговый сигнал можно судить по отчетности "СТС Медиа" (каналы СТС, "Домашний" и "Перец"). Эти выплаты являются частью прямых операционных расходов. У СТС и его региональных станций в 2011 году они превысили $21 млн, составив лишь 3,7% выручки канала. У менее популярного "Домашнего" и его станций прямые операционные расходы меньше — $12,9 млн, но это уже 11,7% выручки. У "Перца" и его станций — $11,6 млн и 17%. Необходимость оплачивать еще и цифровой сигнал даже частично резко увеличивает нагрузку на эти небольшие каналы. "СТС Медиа", по словам его пресс-секретаря Виктории Бакаевой, пока изучает условия объявленных конкурсов. Схожий ответ дали и в пресс-службе холдинга ЮТВ (каналы "Ю", Disney и "Муз ТВ").
Холдингу РБК будет экономически сложно компенсировать затраты на "цифру", признает гендиректор РБК ТВ Александр Любимов. Он отметил, что заявленные 944 млн руб.— "не сильно маленькие деньги". "А главное, где гарантии, что мы найдем свою аудиторию за эти деньги",— говорит господин Любимов. Нецелесообразным считает участие в конкурсах и Андрей Холодный, директор по управлению медийными активами "Ростелекома" (производит, в частности, телеканалы "24 Док", "24 Техно", "Мать и дитя").
Намерены участвовать в конкурсах РЕН ТВ ("Национальная Медиа Группа"), ТНТ ("Газпром-медиа"), "Дождь", а также входящие в "ПрофМедиа" ТВ-3, MTV и 2х2. Вход в "цифру" будет плавным, рассчитанным на несколько лет, поэтому рентабельность канала "не сильно снизится", спокоен представитель ТНТ. "Мы еще раз поработаем над бизнес-планом,— передала через пресс-службу гендиректор "Дождя" Наталья Синдеева.— Надеемся, что мы сумеем обосновать экономическую целесообразность нашего решения".
Анна Балашова, Владислав Новый