"У "Т8" достаточно большие продажи в Казахстане. Кроме того, мы выходим на рынки ряда других стран СНГ. Мы ведем переговоры и с компаниями в странах Латинской Америки", - рассказала заместитель гендиректора - коммерческий директор "Т8" Елена Дубинская репортеру ComNews, затруднившись при этом уточнить, когда начнутся продажи оборудования "Т8" на южноамериканском континенте.
"Да, мы выходим на экспорт, как теперь просит наше государство, правда, время для этого не очень хорошее", - подчеркивала она во время выступления на конференции "Телеком: 2015-2025. Взгляд из перспективы", организованной медиахолдингом РБК. Елена Дубинская пояснила, что выход на западные рынки уровня США и стран Западной Европы осложнены в связи с геополитической обстановкой. "Большинство государств отстаивают свои интересы с точки зрения информационной безопасности и вряд ли допустят, чтобы в нынешнее время на сети их операторов стояло оборудование, так скажем, "не друга", - заявила она.
В то же время, как объясняет Елена Дубинская, сейчас хороший момент для выхода на рынки СНГ и Латинской Америки. "Мы можем там конкурировать с ведущими вендорами, потому что какие-то из этих стран по разным причинам не хотят видеть у себя оборудование китайского либо американского производства. И далеко не все страны мира изготавливают DWDM-оборудование", - отметила она.
Говоря о проблемах в отрасли, Елена Дубинская подчеркнула, что в нашей стране нет единой стратегии и политики государства по поддержке отечественного производителя, как в других странах. Она привела в пример Китай, где господдержка экспорта инновационной продукции выражается в нулевом НДС, нулевом налоге на прибыль, а также в кредитах под 0%. В Японии, по ее словам, при экспорте телекоммуникационной продукции компании также получают кредиты под 0% годовых.
Елена Дубинская напомнила, что до недавнего времени таможенные пошлины на готовое "железо" составляли 0%, а на компоненты для оборудования - 5-15%. "С 1 сентября пошлины на компоненты снизились, в чем есть и частичка нашей заслуги, а пошлины на готовое "железо" не поднялись. Соответственно, все еще выгодно ввозить готовое оборудование", - сетует она, добавляя, что в России сохраняются проблемы с вывозом бракованной продукции из России, с НДС и др.
Экспортом активно занимается и российский разработчик и производитель цифрового спутникового оборудования и мобильных устройств - GS Group. Как рассказал директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков, продукция компании используется в построении инфраструктуры платформ цифрового ТВ Камбоджи, Бангладеш, Пакистана, Индии и ряда других стран. "В приоритете холдинга - государства, где наиболее очевидна потребность зрителей в качественном вещании по доступной цене: страны Азии, Латинской Америки, Африки и страны СНГ", - подчеркнул он.
По словам Андрея Безрукова, конкурентоспособность компании на международной арене во многом определяется благоприятными экономическими условиями внутри той страны, где компания ведет основной бизнес. В России есть меры поддержки экспортеров: механизмы экспортного кредитования и финансирования передовых разработок. "Тем не менее целесообразно дополнить государственную политику в этой сфере целевыми программами поддержки национальных технологических чемпионов, уже сейчас конкурентоспособных и в России, и за рубежом", - подчеркнул он.
"На мой взгляд, самое главное - помощь в формировании рынков. А с этим пока не очень успешно, даже внутри нашей страны, где возможностей у государства гораздо больше", - говорит председатель совета АПЭАП Светлана Аппалонова. В России хорошо идет экспорт вооружений, ядерных реакторов и т.п., но, как пояснила она, это фактически сфера госкорпораций. "Если мы говорим о частном малом и среднем бизнесе в области телекоммуникаций, то я знаю очень мало успешных примеров", - сетует она.
Для инфраструктурного телеком-оборудования будут работать межгосударственные соглашения, что можно наблюдать с китайским Huawei на сетях российских операторов. По недавно заключенным соглашениям, оборудование Huawei в "Ростелеком" (порядка $600 млн) и "МегаФон" (порядка $600 млн) будет поставляться под финансирование China Development Bank.
По словам Светланы Аппалоновой, важным механизмом может быть разработка российских национальных стандартов, которые при правильной работе в соответствующих международных структурах (например, в Международном союзе электросвязи) будут приниматься в ряде стран как международные. "Для массового сегмента телеком-оборудования тоже полезно обратиться к практике Китая. Китай скупает местные дистрибьюторские и ритейловые сети во многих странах и заполняет полки главным образом оборудованием китайских компаний при сохранении штата местных сотрудников, что создает комфортные условия для продвижения китайской продукции в соответствующих странах", - отметила она.
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров не раз подчеркивал, что важно заниматься не только импортозамещением, но и поддерживать сильные российские компании, ИТ-продукты которых продаются как в России, так и на рынках других стран. "Даже с небольшим количеством сотрудников целый ряд российских компаний вполне уверенно чувствуют себя на мировой арене. Но если мы говорим об ориентации на экспорт, помимо общеполитической и внешнеполитической поддержки, мы должны поддержать бизнес, в том числе и ресурсами", - отмечал он.
Елизавета Титаренко