Телекоммуникационный холдинг TeliaSonera, штаб-квартира которого находится в Стокгольме, объявил о постепенном сворачивании своей деятельности в регионе «Евразия», куда входят страны бывшего СССР — Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Молдавия и Таджикистан, а также Непал.
Дата окончательного сворачивания бизнеса в регионе пока не определена. «Мы понимаем, что это сложная задача, которая займет некоторое время. Мы планируем проводить этот процесс от рынка к рынку, поскольку каждая страна и бизнес отличаются своей уникальной ситуацией. Но наша цель — в конечном итоге выйти из всего региона», — приводятся слова президента и CEO TeliaSonera Джона Деннелинда в заявлении компании на официальном сайте.
Корпорация TeliaSonera разделяет регионы своего присутствия на следующие большие блоки: регион «Швеция», регион «Евразия», регион «Европа» и «другие». По данным отчетности компании за второй квартал 2015 года, корпорация обслуживает порядка 67,7 млн абонентов, при этом более 40 млн приходится на регион «Евразия».
Новая стратегия компании предполагает, что оператор сконцентрирует свои усилия на развитии в регионе «Европа» и на родном для холдинга шведском рынке, следует из сообщения. «В связи с быстрым изменением телекоммуникационного рынка управление и совет компании решили сосредоточить свое время и ресурсы на разработку операций в Европе и Швеции», — говорится в заявлении.
России новая стратегия TeliaSonera пока не касается. В частности, в России холдингу напрямую принадлежит 25,17% акций оператора связи «МегаФон». Руководитель TeliaSonera по связям со СМИ Хэнрик Уэстман сообщил РБК, что в понимании шведской компании «МегаФон» не является частью Евразийского региона, потому «им не стоит испытывать беспокойства по поводу сегодняшних новостей».
В целом, добавил Уэстман, доля TeliaSonera в «МегаФоне» является «финансовым активом и как таковая может быть продана», но сегодня речь об этом не идет. Представитель «МегаФона» Анна Митина заявила, что в компании не комментируют действия акционеров. «Если бы в TeliaSonera решили продать акции «МегаФона», уведомили бы нас и других акционеров, так как владеют блокирующим пакетом», — уточняет Митина.
TeliaSonera в России также принадлежит оптиковолоконная сеть, которая идет от границы с Финляндией до Москвы: основные точки присоединения находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери и Костомукше. Сетевые услуги оказывает ее 100-процентная «дочка» TeliaSonera International Carrier Russia (TSIC Russia), головной офис которой находится в Москве. Представитель TSIC Russia отказался комментировать сообщение TeliaSonera. В TeliaSonera РБК заверили, что судьба TSIC Russia «не была частью обсуждений, связанных с сегодняшним решением».
В состав TeliaSonera входит, в частности, казахстанский оператор сотовой связи Kcell (работает под брендами Kcell и Activ): 24% его акций принадлежит 100-процентной «дочке» TeliaSonera — Sonera Holding B.V., 51% — совместному предприятию TeliaSonera и турецкой компании Turkcell — Fintur Holdings. Kcell, основанный в 1998 году, оказывает услуги связи в стандарте GSM-900/1800 и UMTS/WCDMA (2100 МГц).
По информации агентства Reuters, Turkcell уже рассматривает возможность приобретения некоторых евразийских активов TeliaSonera: представитель Turkcell сообщил, что в компании приняли решение о назначении стратегического и финансового консультанта по вопросу возможного приобретения долей шведской компании в Казахстане, Азербайджане, Грузии и Молдавии.
TeliaSonera оказалась в центре международного скандала, связанного с коррупцией на телекоммуникационном рынке Узбекистана. В 2012 году, после публикаций в Financial Times о коррупционных связях TeliaSonera с госчиновниками в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане и Узбекистане, расследование было начато в Швеции, Швейцарии, Нидерландах и США. В ходе следствия фигурантами дела стали МТС и VimpelСom (материнская компания для российского «ВымпелКома»). В марте 2014-го в головном офисе VimpelСom в Амстердаме был проведен обыск, а Комиссия по ценным бумагам и биржам США попросила МТС предоставить информацию о работе в Узбекистане.
По версии американского следствия, TeliaSonera, а также VimpelСom и МТС платили взятки чиновникам в Узбекистане, чтобы вести в стране телекоммуникационный бизнес. В частности, через подставные фирмы они платили местному чиновнику, который является родственником президента Узбекистана Ислама Каримова. Официально обвинения по делу не предъявлены ни одному физическому лицу или компании, однако СМИ предполагают, что речь идет о старшей дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой: гибралтарская компания Takilant, которой переводились средства от МТС, VimpelСom и TeliaSonera, на тот момент (2006–2011 годы) формально принадлежала Гаянэ Авакян, близкой подруге и доверенному лицу Каримовой.
Летом 2015 года американский Минюст заявил, что США в рамках этого дела требуют арестовать $300 млн на счетах в Бельгии, Ирландии и Люксембурге — владельцы счетов не уточнялись. На вопрос, повлиял ли этот скандал на решение TeliaSonera выйти из региона, Уэстман ответил, что «Узбекистан — одна из стран Евразии, где есть проблема с партнером».
«СНГ — сложный регион, есть постоянно возникающие проблемы. И это не очень подходит руководителям компании, которые естественным образом хотят иметь более спокойные и предсказуемые перспективы», — считает главный редактор TelecomDaily Денис Кусков. По его мнению, если решение о выходе из региона «выведено во внешний мир», значит, вряд ли что-то заставит компанию поменять его.
«Потеря такого динамически интересного, но политически и экономически проблемного участка, конечно, вызовет трудности. В ближайшей перспективе корпорация, думаю, проиграет, ведь любая продажа активов стоит денег и влечет за собой расходы. Однако исходя из возможных проблемных ситуаций в регионе в более долгосрочной перспективе компания выиграет: просто владельцы бизнеса решили избрать менее рискованную и более просчитанную политику», — рассуждает Кусков.
Полина Русяева, Ксения Бобкова