Если в поиск по сайту yota.ru вы забъёте «роуминг», то ответ будет неутешительным: «Результатов нет». Или утешительным? Ведь Yota нечего сказать на эту тему: роуминг есть (20 городов), он не требует подключения, повышенной суммы на балансе, и доплачивать за него тоже не нужно... Сравнить московские и провинциальные скорости и тарифы, повалять Yota-модем в снегу, уронить из окна 7-го этажа – всё это довелось в недельной поездке во Владивосток с Yota-модемом московского подключения.
Пару слов о Yota в Москве. Используется в моем офисе на Тверской, 7 (раздаётся на два десктопа по маршрутизатору) и дома в Долгопрудном (Московская область, 3 км от МКАД, фактически спальный район Москвы). Домашний проводной Интернет «МФТИ-Телеком» (условный безлимит за 750 руб./мес. на 55/65 Мбит/с) отключен за ненадобностью. Главное – не забывать Yota-модем с работы домой и наоборот. Его тариф – 5400 рублей за полгода на максимальной скорости (то есть 900 руб./мес., трафик не ограничен на всех тарифах Yota).
«Данный тариф действует только на территории Москвы и области, – сообщили в колл-центре Yota. – Во Владивостоке вы просто будете обслуживаться на максимальной скорости. Карта покрытия доступна на сайте, при первичном подключении мы даём неделю бесплатного использования и советуем проверить Интернет во всех местах планируемого использования».
Дальше – как обычно. Покупка билета в Домодедово на сайте аэроэкспресса, регистрация и выбор места в самолёте по скайпу (вызов производится с сайта Трансаэро), SMS- и e-mail-подписка о статусе рейса на сайте аэропорта, всё это требует Интернета под рукой. В аэропорту – вай-фай от большой тройки на скорости, поделённой между пассажирами. Уровень сигнала и скорость подключения к сети хромают от зоны регистрации к зоне ожидания вылета. С Yota не чувствуешь себя «поделённым».
Главная страница интранет-сайта для пассажиров Боинга-777 Домодедово – Владивосток
Не скрыться от Интернета и в полёте: ноутбук показывает Wi-Fi-сигнал сети T-Mobile. Да, этот первый в России дальнемагистральный самолёт с Интернетом на борту – Боинг-777, бортовой номер EI-UNP. Он также стоит на маршрутах из Москвы в Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Южно-Сахалинск, иногда летает по чартерным направлениям. Цена Интернета – 400 рублей в час. Наличку не возьмут, только банковскую карту. Есть и GPRS-роуминг от оператора Aeromobile. Цены, например, для абонентов «Билайна»: 15 рублей за 20 Кб (это минимальный объём сессии).
В полёте работает Wi-Fi от T-Mobile
И вот Владивосток! Новому терминалу, построенному к саммиту АТЭС, нет ещё и полугода. БС до сих пор настроены на старое здание, что в паре километров, поэтому из мобильных телефонных операторов уверенный приём только у «МегаФона». «МТС и «Акос» (ныне «Ростелеком») также приступили к реальным действиям в этом направлении, – говорит гендиректор аэропорта Максим Четвериков. – Что касается НТК и «Билайн», то, надеюсь, эти операторы тоже включатся в работу по улучшению качества сервиса для своих абонентов».
Yota пока что не воспринимается здесь как оператор? Это говорит в том числе о доле IP-телефонии в регионах. Пока конкуренты «МегаФона» раскачаются, продвинутые пользователи могут звонить из терминала по Skype или SIPNet. Севрис Wi-Fi в нём показался лучше, чем в Домодедово. Сигнал Yota отличный, что позволяет скоротать время в ожидании багажа.
Из-за того что Владивосток стоит на узком полуострове, место для аэропорта нашли в 60 км от него. Аэроэкспресс здесь есть, но ходит редко, и Wi-Fi на его борту отсутствует как класс (как и в московском экспрессе). Сажусь в автобус аэропорт-город. Трасса, реконструированная к саммиту, частично покрыта Yota. Пожилую соседку по автобусу изумляет мой видеозвонок с ноутбука по Skype. По контексту она понимает, что это звонок в США. Часть светлого будущего, строившегося в СССР, уже сдана в эксплуатацию! А часть – нет, на шестой минуте дороги из аэропорта сигнал исчезает и возникает вновь уже в пригороде.
Центр Владивостока покрыт Yota неплохо, несмотря на сложный рельеф. Город стоит у моря, от которого вверх взмывают горы, называемые здесь сопками: Тигриная, Орловая… Хорошо работает Skype на улице Светланской, хуже – скачивание файлов на улице Гоголя. Она ведёт на мост, связывающий центр Владивостока со спальным районом Чуркин. Тут живут знаменитые местные гопники. И скоро откроется оперный театр. Мост пролетаем за минуту: сигнала на нём то ли не было, то ли пинг долгий, замерить скорость не удалось.
Тест на скорость Yota на мосту через бухту Золотой Рог
Цена безлимитного проводного Интернета во Владивостоке: 700 руб./мес. на скорости 6 Мбит/с. Цена Yota – 750 руб./мес. при ограничении скорости в 5 Мбит/с. В Москве и Петербурге эта скорость стоит у Yota 900 рублей, в соседнем с Приморским краем Хабаровске – 4,8 Мбит/с – 850 рублей. При обнулении баланса в Москве, Петербурге, Сочи, Краснодаре и в Уфе (где работал WiMAX), а также в Калужской области (там действуют московские тарифы) Интернет не отключается, а бесплатно «подаётся» на скорости 64 кбит/с. В остальных регионах – на 128 кбит/с. Через месяц отключится и он, если не переключиться на этот бесплатный тариф (он введён для случая кратковременного выхода в Интернет с помощью платных опций-ускорителей, во Владивостоке – 24 часа на максимальной скорости за 100 рублей).
В моей квартире спального района Владивостока сеть Yota присутствует. Сразу смотрю, что обещают на yota.ru по покрытию: дом входит в зону «покрытие вне помещений». Но почта открывается медленно, скачивание вообще не идёт. Интернетометр «Яндекса» зависает, не выдавая результата. Похоже ведут себя другие спидометры. Хорошо работает голос интернет-телефонии (да здравствует пакетная передача!). А вот при включении видео Skype сообщает: «Недостаточная скорость для видеосвязи». Модем находится в метре от окна. Выручает 3-метровый удлинитель из комплекта «Билайн-модема». Yota крепится в гнездо для противомоскитной сетки пластикового окна. Но выскальзывает из рук и летит с подоконника седьмого этажа.
Отсюда «пала» Yota
Дождавшись стука, возвещающего о том, что модем достиг земли, выхожу в тёмный двор с фонариком. Что там говорили на уроках физики, ускорение свободного падения 9,8 м/с²? Какова же сила удара при весе модема в 20 граммов? На грязном снегу найти модем сходу не удалось. Оказалось, что он пробил верхнюю кромку снег и залёг под ней. На Тверской, 7, WiMAX-модем падал с четвёртого этажа, что потребовало его замены. Но этот – работает. Травмы – царапина. Со временем стала отходить крышка торца. Понадёжнее закрепляю в противомоскитном пазу. Новый тест показывает более реальные цифры. Контекстная реклама Speedtest «Получить более высокую скорость в Vladivostok» улыбнула. Оператор Yota-чата сообщает, что в стандарте LTE «скорость в первую очередь зависит от сигнала. А также от нагрузки на сеть. Скорость поровну делится между пользователями БС. По вечерам нагрузка на сеть возрастает».
Один из лучших результатов Yota, замеренных во Владивостоке
Текущий 2013-й – год внедрения LTE «большой тройки» и «Ростелекома» на сети Yota. Под развитие своей сети «Скартел» (владелец марки Yota) договорился с Промсвязьбанком о продлении кредитного лимита на 1,35 млрд рублей. В Википедии написано, что к 2014 году Yota планирует запустить сеть четвёртого поколения в 180 российских городах. «Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками…», – уточняет энциклопедия. Что ж, скромная политика «Скартела» в отношении пиара давно известна. Многие журналисты пользуются в отношении Yota методикой 10-летней давности, когда телеком-операторы еще не обзавелись пресс-секретарями и SMМ и о событиях в компаниях приходилось только догадываться. Быстрее всего и качественнее на запросы отвечает служба поддержки абонентов, но только по своей компетенции. Так или иначе, сейчас сеть работает в 20 городах, не включая их спутники. Тот же Владивосток можно умножать на два, так как сеть работает и в соседнем городе Артёме (где и находится аэропорт). 28 декабря 2012 года сеть была запущена в Обнинске и трёх других городах Калужской области – Малоярославце, Балабаново и в Боровске. Поэтому, когда «Скартел» оперирует словом «регион», оно охватывает двадцать субъектов Федерации.