Массовые перебои в работе контрольно-кассовой техники (ККТ) начались с самого начала среды, сообщила ФНС. Проблемы возникли у фискальных регистраторов производства компании «Штрих-М» и связанных с ней «РР-Электро», «Тринити» и НТЦ «Измеритель». В «Штрих-М» пояснили, что сбой коснулся техники, собственники которой отключили автоматический режим обновления (стоит по умолчанию), переведя его в ручной. Для устранения неполадки нужно было обновить ПО, советовала «Штрих-М».
В течение всей среды из разных регионов приходили сообщения о проблемах, с которыми столкнулись потребители при обслуживании в магазинах и на других объектах торговли. Из продовольственных ритейлеров жертвами сбоя стали некоторые магазины у X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнита» и «Магнолии». Часть магазинов «Магнолии» была закрыта. Специалист отдела рекламы сети сообщила “Ъ”, что только около 20 точек работали в среду без сбоя (всего у сети около 200 магазинов в Москве и области). Некоторые магазины «Магнита» тоже были вынуждены закрыться. Финдиректор сети Хачатур Помбухчан назвал ситуацию неприятной, но не критичной. По его словам, на «Штрих-М» приходится примерно 30–40% касс ритейлера. В X5 сообщили, что проблема затронула несколько процентов кассовых аппаратов торговых сетей компании. По словам ее представителя, перебои были зафиксированы в 4:00 мск во время открытия магазинов в Сибири, но IT-специалистам удалось восстановить работу всех касс к 15:00 мск.
Также, по данным СМИ, проблемы были у региональных сетей «Мария-Ра», «Аникс», «Ярче». В ГК «Дикси», «Ленте», «Ашане», «Азбуке вкуса», Metro Cash & Carry заявили, что их магазинов сбой не коснулся.
Нарушения в работе кассового оборудования «Штрих-М» в течение пары часов были у части магазинов сети бытовой техники и электроники «Эльдорадо», сообщила ее представитель Юлия Завьялова. В этот период, сказала она, расчет шел без ККТ с разрешения ФНС.
Эмоционально на ситуацию отреагировал совладелец сети DNS Дмитрий Алексеев: на своей странице в Facebook он назвал происходящее «страшным сном розницы», отметив, что перебои пришлись на предновогодние дни.
В магазинах «М.Видео» (используют оборудование «Атол») и «Детского мира» («Пилот» и «Кристалл») кассы в среду работали без сбоев, сказали представители ритейлеров. Гендиректор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов рассказал, что в среду десятки аптек, работающих с кассами «Штрих-М», останавливали работу. В аптеках «36,6» сбоев не фиксировали.
По данным гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, онлайн-кассами с фискальными регистраторами от «Штрих-М» пользуются 22% российских ритейлеров. Их общие потери от перебоев с продажами в среду он оценил более чем в 9 млрд руб.
Это совпадает с оценкой президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова: он считает, что ритейлеры совокупно потеряли 10 млрд руб. выручки и недополучили 2,5 млрд руб. прибыли.
От оборудования «Штрих-М» пострадали и АЗС российских топливных компаний. У «Роснефти» удар пришелся на технику, установленную на заправках «Туланефтепродукт», «РН-Востокнефтепродукт» и большей части заправок «Башнефть-розницы», сообщила нефтекомпания. Также пострадали АЗС ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». По трем крупнейшим российским нефтекомпаниям проблемы коснулись более 500 заправок, сообщил источник в нефтяной отрасли.
АО «Штрих-М» создано в 2001 году. По данным «СПАРК-Интерфакс», компанией в равных долях владеют Марат Валиев, Олег Глошкин, Андрей Журавлев (гендиректор), Андрей Сурин и Юрий Хавкин. Финансовые показатели «Штрих-М» не раскрываются.
Использование онлайн-касс стало обязательным для крупных операторов торговли с 1 июля 2017 года. Кассы в автоматическом режиме передают данные в ФНС, что должно сделать торговлю полностью прозрачной для налоговых органов.
Ликвидировать массовый сбой в работе онлайн-касс в среду удалось после 17 часов, сообщили «РИА Новости» в пресс-службе ФНС. Глава «Штрих-М» Андрей Журавлев, комментируя “Ъ” происшедшее, сообщил, что всего у компании 450 тыс. устройств по всей России: неполадка возникла только у двух моделей — около 15% от общего числа ККТ. К концу среды, по словам господина Журавлева, неисправными оставались примерно 12% устройств, с которыми возникли проблемы. В «Штрих-М» не исключают, что кто-то из ее клиентов может потребовать возмещения убытков. Повторения подобной ситуации в преддверии новогодних праздников в компании не ждут.
Василий Малинин из юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» считает, что привлечь к имущественной ответственности производителя кассовых аппаратов можно только в случае, если будет доказан либо брак оборудования, либо его некачественное обслуживание. «В случае неверной эксплуатации кассовых аппаратов со стороны пользователей производитель может быть освобожден от ответственности»,— говорит юрист.
Ольга Дубравицкая, Олег Трутнев, Дмитрий Козлов, Мария Котова