В конце прошлой недели Национальная спутниковая компания (НСК) разослала ряду партнеров по продаже спутникового ТВ в регионах письма с требованием срочно прекратить любую деятельность с компанией «НТВ Плюс». От дистрибуторов, в частности, требуется «срочно произвести все необходимые действия, чтобы снять адрес своего офиса продаж с сайта “НТВ Плюс”». Письма разосланы от имени ООО «Торговые технологии», развивающего сеть «Триколор ТВ», их получение подтвердили “Ъ” дилеры оператора в Курской области и Краснодарском крае.
В «Триколор ТВ» сообщили “Ъ”, что письма были направлены 15 партнерам, в то время как общая дилерская сеть оператора насчитывает более 4 тыс. партнеров. «Триколор ТВ» предлагает дилерам два формата сотрудничества — мультибрендовый и монобрендовый, поясняет представитель оператора Ульяна Рассказова. По ее словам, партнеры, с которыми оператор сотрудничает по мультибрендовой сети, могут сотрудничать с другими операторами, но с монобрендовыми дилерами заключены договоры о сотрудничестве на эксклюзивных условиях. «Учитывая объем наших инвестиций, нам важно, чтобы партнеры корректно расставляли приоритеты, минимизируя возникновение конфликта интересов»,— подчеркнула Ульяна Рассказова.
В «НТВ Плюс» не согласны с такой политикой. «Требования “Триколор ТВ” лишают региональных партнеров части заработка, кроме того, сокращают выбор конечного потребителя. Мы считаем это использованием доминирующего положения на рынке и рассматриваем возможность обращения в Федеральную антимонопольную службу»,— заявил “Ъ” директор по продажам «НТВ Плюс» Павел Ройтберг.
По данным «ТМТ Консалтинг», на конец первого квартала 2017 года абонентская база «Триколор ТВ» составляет 12,15 млн домохозяйств, «НТВ Плюс» — около 1 млн. По оценке самого «НТВ Плюс», продажи спутниковых операторов в регионах в 80% случаев осуществляются через партнеров, еще около 10% приходится на крупную федеральную розницу и менее 10% — на собственные каналы продаж. «Если крупные партнеры перестанут продавать “НТВ Плюс”, компания может потерять от 50% до 70% новых подключений»,— оценивает источник “Ъ” на рынке связи.
«Триколор ТВ» имеет самую разветвленную дилерскую сеть в стране, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. «В большинстве случаев дилерами в регионах являются малые компании и индивидуальные предприниматели, которым выгоднее работать на условиях монобренда, поскольку тогда компания получает больший процент, чем когда продает всех операторов»,— поясняет он. Таким образом, требования «Триколор ТВ» к партнерам, входящим в монобрендовую сеть, справедливы, считает эксперт. «Несмотря на то что в последнее время “НТВ Плюс” стал активнее развиваться в регионах, его абонентская база все еще растет медленно, поэтом дилерам будет невыгодно разрывать отношения с “Триколор ТВ”»,— добавляет господин Кусков.
Исход потенциального спора будет зависеть от того, как составлены договоры «Триколор ТВ» с дистрибуторами, отмечает юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиуллин. Вертикальные соглашения, предусматривающие установление обязательств не продавать товары конкурента, запрещены законом «О защите конкуренции», говорит он. Но если дистрибутор ведет коммерческую деятельность под товарным знаком поставщика либо пользуется другими его средствами индивидуализации и это закреплено в договоре, тогда партнер вправе требовать не допускать к продаже конкурирующие товары, поясняет юрист.
Юлия Тишина