Телефон не зазвенел
По данным из закрытого отчета, с которыми ознакомились «Известия», на конец апреля 2019 года «Яндекс.Телефон» продал около 1050 своих аппаратов в российской рознице (без учета собственного магазина поисковика и маркетплейса «Беру»). С этими оценками согласен источник, близкий к компании – партнеру «Яндекса», и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. С учетом магазина «Яндекса» и «Беру», общие продажи могли составить чуть менее 2 тыс. аппаратов, говорит Муртазин, ссылаясь на данные сотовых операторов о количестве таких устройств, зарегистрированных в их сетях.
В начале декабря прошлого года «Яндекс. Телефон» появился в продаже не только на аффилированных с поисковиком площадках, но и в крупных розничных сетях — салонах «Вымпелкома» («Билайна») и «М. Видео – Эльдорадо». Его стартовая цена составила 17 990 рублей. Позже она была снижена до 14 тыс., а дальше — и до 10 тыс. рублей.
Главное отличие гаджета от других смартфонов — встроенный на аппаратном уровне голосовой помощник «Яндекса» «Алиса».
Представители «М.Видео – Эльдорадо» и «Вымпелкома» комментировать продажи «Яндекс.Телефона» отказались. Сейчас аппарат продается и в объединенном «Связном – Евросети». Заметен некоторый спрос на смартфон, сказал «Известиям» его представитель (продажи «Яндекс.Телефона» в своей розничной сети он комментировать не стал). Источник, близкий к другой розничной сети, напротив, говорит об отсутствии спроса.
По мнению Эльдара Муртазина, не впечатляющие продажи «Яндекс.Телефона» связаны с тем, что компания не предложила рынку что-то оригинальное и отличающееся от продукции конкурентов в плане технологии и дизайна. Кроме того, изначально цена на аппарат была явно завышенной, полагает он. При этом «Яндекс» — совершенно новый на рынке смартфонов бренд, для его раскрутки поисковик сделал крайне мало, утверждает эксперт. Продажи «Яндекс.Телефона» плохо пошли с самого начала, но сейчас можно говорить, что проект окончательно заглох: как-то радикально на продажи повлиять может лишь резкое снижение цены на аппарат с нынешних 10 тыс. рублей до 6–7 тыс. рублей, считает Муртазин. По его мнению, «Яндекс.Телефон – 2» в этом году, скорее всего, не появится.
Ранее сообщалось, что в I квартале 2019 года поисковик заработал на продажах гаджетов 222 млн рублей. Это направление пока убыточно: отрицательный вклад в EBITDA компании (прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации) составил 170 млн рублей.
«Яндекс» предложил рынку смартфон с невыдающимися техническими характеристиками, его бренд неизвестен на телефонном рынке, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он также говорит об изначально завышенной цене и отсутствии активного маркетингового продвижения продукта.
Представитель «Яндекса» отказался комментировать продажи «Яндекс.Телефона» и планы развития проекта. Проект был прежде всего экспериментом, возможностью показать все преимущества экосистемы, встроенной на уровне железа, сказал он.
Ранее основатель «Яндекса» Аркадий Волож заявил на ПМЭФ, что позиционирование «Яндекс.Телефона» на рынке было организовано неправильно: в презентации его показали, как iPhone, хотя сильная сторона проекта — оболочка, которая будет корректно работать на самых простых аппаратах.
Неродные смартфоны
До 2015 года российские бренды смартфонов уверенно чувствовали себя на российском рынке — в отдельные периоды их доля в штучных продажах превышала 40%. Но из-за роста курса доллара она значительно уменьшилась — место наших заняли, в первую очередь, китайские гаджеты, вспоминает Денис Кусков. Смартфоны под российскими брендами собираются тоже, как правило, в КНР, из комплектующих китайских и других зарубежных производителей — поэтому себестоимость таких устройств резко выросла, что сделало продажи многих из них в России нерентабельными, объясняет эксперт.
Сейчас на рынке присутствует менее десятка отечественных брендов смартфонов.
Смартфоны — очень высокотехнологичный продукт, в который транснациональные корпорации вкладывают огромные средства: в разработку, маркетинг и прочее, говорит гендиректор исследовательской компании «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. У российских производителей сопоставимых ресурсов нет — инвесторы пока не готовы к вложениям в такие проекты, окупающиеся в долгосрочной перспективе, указывает он. Кроме того, отечественные производители зачастую недооценивают инвестиции в маркетинг и продвижение, отмечает Анкилов. Говорит эксперт и об отсутствии необходимой для создания смартфонов элементной базы, а также производственной инфраструктуры.
Правда, примеры успешных российских брендов есть, считает Денис Кусков. Как следует из отчета аналитической компании IDC, итогам 2018 года 3% поставок смартфонов в Россию пришлось на компанию «Новая линия» (выпускает смартфоны под брендом BQ Mobile). Производитель разделил пятое место по отгрузкам смартфонов с обновленной Nokia (сейчас бренд принадлежит финской HMD Global).
BQ Mobile, а также Vertex успешно пережили кризис и даже нарастили долю на рынке, утверждает Эльдар Муртазин. Они предлагают продукт в ценовом сегменте до 10 тыс. рублей, наладили хорошие отношения как с федеральными, так и с региональными торговыми сетями, перечисляет он. Правда, в более высоких ценовых сегментах российским брендам пока закрепиться не удается, заключает Муртазин.
Валерий Кодачигов