Учет прошлогодних SIM-карт: аналитики AC&M подвели итоги развития рынка сотовой связи за 4 квартал 2014 года

В Москве, как и по всей России, в последнем квартале 2014 года наблюдалось снижение активности продаж мобильных SIM-карт и, соответственно, новых подключений. Операторы связи в условиях нестабильной экономической ситуации не спешили предпринимать радикальные маркетинговые ходы. Традиционное исследование рынка, проводимое аналитическим агентством Advanced Communications & Media (AC&M), показало относительное затишье на рынке сотовой связи: позиции игроков на нем, по сравнению с 3 кварталом, не поменялись.

количество SIM-карт составило 240330000 штук. Соответственно, процент проникновения (число активных «симок» в среднем на человека) — 168,2%. По сравнению с 3 кварталом проникновение возросло всего на 0,6% (в 3 квартале был зафиксирован рост на 2,1%), что говорит о замедлении темпов рынка. Неудивительно, что наибольший процент проникновения приходится на Москву (214,7%) и Петербург (217,2%), тогда как в регионах оно намного меньше — в среднем 158,1%.

Тем не менее, даже в регионах в среднем на каждого жителя страны, включая грудных детей, приходится более 1,5 активных (то есть, говоря проще, - используемых) «симок». Такое пересыщение рынка не могло оставаться без последствий и, скорее всего, наряду с последствиями колебаний российской экономики, стало причиной снижения интереса абонентов к новым подключениям.

Более того, сегодня ни сотовые операторы, ни даже сотовые ритейлеры не заинтересованы в заключении как можно большего количества абонентских договоров, как это было некоторое время назад. Напротив, операторы делают ставку на качество предоставляемых услуг  (качества передачи голоса, скорости мобильного Интернета) и запуск новых сервисов — таких, как мобильное телевидение. Это отражается и на тарифной политике: все игроки рынка сделали ставку на линейку пакетных тарифов, включающих в абонентскую плату звонки, Интернет и SMS, градация которых рассчитана на потребителей с самым разным достатком (см., например, статью о выборе недорогого тарифа в Москве от 12.04.2015 http://ict-online.ru/news/n116930/). Соответственно, уходит в прошлое необходимость носить с собой два телефона, подключенные к сетям разных операторов — она остается актуальной разве что в роуминге, где по-прежнему стоимость звонков на разных тарифах и тарифных опциях может различаться в несколько раз.

Операторы мобильной связи в Москве. Данные аналитического агентства Advanced Communications & Media

Итак, по данным AC&M, в Москве операторы «Большой тройки» показали примерно одинаковый чистый прирост: «МегаФон» 37%, «Вымпелком» 33%, МТС 30 % от общего количества. Картина особенно отрадная для «МегаФона», у которого по итогам 3 квартала прироста не было. Распределение сил между операторами в Москве, таким образом, не изменилось: МТС занимает 35% рынка, «Вымпелком» 34%, «МегаФон» 31%. Еще 0,3% - у Tele2, чьи сети, судя по карте покрытия оператора, окружили Москву очень плотно, но МКАд еще не перешли.

В целом по регионам, впрочем, у Tele2 большой потенциал: компания будет в кратчайшие сроки строить покрытие 3G и 4G по всей стране (вот, например, одно из последних достижений оператора: охвачено сетью 3G еще 5 регионов http://ict-online.ru/news/n117590/) и сохранять статус сотового дискаунтера, что позволит ей в будущем более ощутимо конкурировать с «Большой тройкой». Остальные операторы будут инвестировать в модернизацию сетей и развитие LTE-A: как мы помним, в Москве LTE-A первым запустил «МегаФон» (в феврале 2014), а за ним - «Вымпелком» (в августе) — см. об этом материал раздела «Мобильная связь. LTE» от 28.08.2014 http://ict-online.ru/news/n108950/).

Операторы мобильной связи в России. Данные аналитического агентства Advanced Communications & Media

В регионах распределение рынка между операторами таково: МТС — 30%, «МегаФон» - 28%, «Вымпелком» - 22%, Tele2 — 18%. И опять игроки рынка сохранили свои показатели в процентном выражении на том же уровне, что и в 3 квартале. Это же касается и страны в целом, где доля МТС 31%, «МегаФона» 29%, «Вымпелкома» 24%, а Tele2 15%.

Добавим, что для привлечения абонентов операторы сотовой связи используют самые разные маркетинговые и финансовые инструменты. В этом плане интересен опыт «Вымпелкома», который в 2014 году ввел в коммерческую эксплуатацию мобильное приложение «Мой Билайн», аналогов которого у других операторов нет до сих пор. Кроме того, компания совместно с MasterCard запустила кобрендинговую карту лояльности, которая в IV квартале была дополнена дополнила кредитным лимитом.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: мобильные операторы, сотовая связь, AC&M Consulting