На улицах Москвы появились рекламные плакаты, которые от имени Управления «К» МВД предупреждают москвичей о возможных SMS-мошенничествах. SMS на короткий номер может стоить абоненту сотовых операторов «очень дорого», говорится в тексте сообщения. Управление «К» — специальное подразделение по борьбе с преступлениями в области информационных технологий в структуре МВД, созданное в 1998 году.
По данным «Эспар-Аналитик», размещение рекламы было организовано компанией «А.Р.К. Медиа» в августе этого года. В самой «А.Р.К.» это подтвердили, добавив, что по всей Москве было размещено около 40 подобных рекламных объявлений. Основной заказчик — комитет рекламы Москвы. «Информационная кампания продлится месяц», — говорит представитель «А.Р.К.». Он отметил также, что рекламная кампания Управления «К» была направлена на борьбу не только с SMS-мошенничеством, но и с распространением детской порнографии в Интернете.
Генеральный директор «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин говорит, что размещение подобных щитов с социальной рекламой нередко бывает инициировано общественными организациями и Минздравом. Однако рекламная кампания Управления «К» — беспрецедентное явление, подчеркивает он. «До сих пор управление ограничивалось лишь предупреждениями в сети Интернет. Скорее всего инициатива ведомства связана с недавним инцидентом, когда ролик порнографического содержания транслировался в центре Москвы. Управление решило отплатить нарушителям закона той же монетой», — предполагает г-н Березкин. Эксперт поясняет, что реклама имеет статус социальной, поэтому ее размещение было бесплатным.
Представитель Управления «К» вчера не был доступен по городскому и мобильному телефонам. В пресс-службе МВД о рекламной кампании Управления «К» не осведомлены. В комитете рекламы на запрос РБК daily вчера не ответили.
По данным AC&M Consulting, объем мошеннического рынка в 2009 году составил 50 млн долл. — около 15% выручки сотовых операторов от микроплатежей. В этом году, отмечают эксперты, этот показатель может быть таким же.
В отличие от Управления «К» сотовые операторы ограничиваются рекламой на более дешевых носителях — они предупреждают своих абонентов об SMS-мошенничествах через Интернет и устно. Так, «ВымпелКом», например, информирует о схемах мошенничества через специальный раздел на собственном сайте. Кроме того, напоминает пресс-секретарь оператора Анна Айбашева, в рамках кампании «Мобильная грамотность» компания провела «круглые столы» в 40 городах России и Казахстана в сотрудничестве с экспертами: правоохранительными органами, психологами, юристами.
По их итогам были выработаны «Рекомендации по противодействию мошенничеству» для абонентов, велась популяризация этих рекомендаций. Такие же меры предпринимает и МТС, напоминает пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Она говорит, что пока оператор не собирается размещать наружную рекламу, предупреждающую о вреде «коротких номеров», — равно как и «ВымпелКом».
Пресс-секретарь «МегаФона» Татьяна Иванова отмечает, что оператор находится в постоянном оперативном контакте с Управлением «К» и передает ведомству полную информацию по выявлению случаев мошенничества с использованием коротких номеров. В январе—июне 2010 года департаментом по борьбе с мошенничеством «МегаФона» было отработано около 44 тыс. инцидентов мошенничества с помощью мобильного телефона. В их числе более 2,5 тыс. жалоб абонентов на использование коротких номеров в мошеннических целях, а также более десятка запросов регулирующих органов, подсчитали в операторе.
ЕЛИЗАВЕТА СЕРЬГИНА