Начало года не радует давних абонентов сотовых операторов: многим верным поклонникам одного и того же тарифного плана, который давно ушел в архив, либо уже пришла печальная новость о запланированном повышении стоимости, либо придет в ближайшее время. Хорошо, если это будет SMS, а не просто незаметное объявление на официальном сайте.
Так, МТС еще в начале января разослал абонентам уведомления о повышении стоимости услуг на 60 рублей, без расширения их набора в рамках архивного тарифа. Впрочем, абонентам был предложен выбор: продолжать пользоваться архивным тарифным планом или перейти на новый. В МТС пояснили, что повышать цены на услуги приходится из-за того, что растет стоимость поддержания и расширения сетей, строительства базовых станций, а также цены на электроэнергию. Кроме того, регуляторы постоянно добавляют дополнительные расходы операторам (например, см. новость ICT-Online.ru от 13.01.
Остальные ведущие операторы не стали откладывать подорожание надолго. В «ВымпелКоме» также признаются, что планируют изменять цены с возможностью изменения тарифного плана либо повышения цен на старый и получения дополнительных бонусов. Сейчас у компании «ВымпелКом», предоставляющей услуги под брендом билайн, около 40 устаревших тарифов, по которым абонентская плата составляет от 650 до 2,5 тысяч рублей в месяц.
«МегаФон» и Tele2 также планируют повышение абонентской платы по старым тарифным планам. Что касается Tele2 – повышение может подтвердить редакция ICT-Online.ru: по одному из архивных планов размер абонентской платы с февраля поднимается на 40 рублей, с 560 до 600, о чем Tele2 прислал сообщение 17 января.
«Впрочем, SMS с объявлением о повышении стоимости тарифа или изменении условий, на мой взгляд, воспринимается операторами как некое одолжение абоненту, сделанное «с барской руки». На моей практике очень часто встречалась ситуация, когда такие изменения сопровождались простым объявлением на сайте. Прочитает его абонент или нет – это уже его проблема», – говорит аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.
Повышение цен на архивные планы призвано обратить внимание абонентов на новые предложения операторов. Иногда переход на новый тариф может действительно быть выгоден по сравнению со старым тарифом и повышенной ценой на него. В новые тарифы операторы включают большие пакеты трафика, также, в отличие от старых тарифных планов, существует много тарифов-конструкторов, где абонент может самостоятельно принимать решение, сколько минут и сколько гигабайт в этом месяце ему может потребоваться, а также нужны ли ему дополнительные опции вроде безлимитного использования любимых сервисов — музыки, соцсетей, видеоконтента или мессенджеров.
С другой стороны, новые тарифы могут быть дешевле с точки зрения стоимости 1 Гб трафика, но дороже с точки зрения разговора или постепенно отходящих в прошлое SMS.
На данный момент ситуация на рынке благоприятствует всеобщему повышению цен — в прошлом году цены повышались незначительно, на 2-4%, и сейчас вся «большая четверка» ведущих мобильных операторов России больше заинтересована в получении прибыли от текущих абонентов, нежели в приросте абонентской базы за счет демпинга.