В бюджетных платежах возник сбой. Против их проведения через терминалы высказался Минфин

В реализации проекта по модернизации рынка платежей в бюджет с помощью привлечения к нему терминальных компаний возникла заминка. Свои возражения по поводу этого проекта выразил Минфин, указав, что проведение бюджетных платежей через платежные терминалы не предусмотрено действующим законодательством. В Федеральном казначействе, курирующем проект модернизации, рассчитывают исправить законодательство, а участники рынка не планируют корректировать свои бизнес-планы.
В письме за подписью заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергея Разгулина министерство официально разъясняет свою позицию по вопросу законности проведения платежей в пользу бюджета через платежные терминалы. Ссылаясь на ст. 45 и 58 Налогового кодекса, Минфин отмечает, что "уплата налогов, сборов, пеней и штрафов через платежные терминалы" не предусмотрена действующим законодательством. 

Разъяснение Минфина противоречит заявленному в июле проекту Федерального казначейства по модернизации рынка бюджетных платежей. Федеральное казначейство планировало привлечь к оплате штрафов и налогов не только терминальные компании, но и сотовых операторов (см. "Ъ" от 29 июля). 

Суть проекта Федерального казначейства заключается в создании системы фактически моментальных бюджетных платежей, которая позволит гражданам оперативно получать информацию о размере задолженности и предоставит различные способы ее дистанционной оплаты. По данным Федеральной налоговой службы, только сборы налога на доходы физических лиц за 2009 год составили 1,66 трлн руб., а штрафы ГИБДД оцениваются в 13,5 млрд руб. в год. 

Хотя письмо Минфина датировано 21 июня, вчера для участников рынка его содержание стало полной неожиданностью. "Мы осуществляем свою деятельность согласно закону о платежах, в котором есть список платежей, запрещенных к обслуживанию,— говорит пиар-директор платежной системы QIWI Александра Высочкина.— Но налоги, сборы, пени и штрафы не включены в этот список". "На мой взгляд, если законодательство разрешает осуществлять подобные платежи через банки, то это разрешение распространяется и на терминалы, которые непосредственно обслуживаются этими финансовыми организациями",— добавляет председатель комитета НАУЭТ по платежным системам и банковским инструментам Борис Ким. 

Несмотря на то что письмо специально посвящено проведению налоговых платежей через терминалы, легитимность деятельности сотовых операторов фактически также ставится под вопрос. "Физические лица в соответствии со ст. 58 кодекса (Налогового.— "Ъ") уплачивают налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы в бюджетную систему через банки, кассы местной администрации либо через организации федеральной почтовой связи",— говорится в письме. Вчера в "Вымпелкоме" отказались от комментариев, сославшись на то, что не видели письма Минфина. В пресс-службе МТС на звонки не отвечали. 

По мнению юристов, никаких последствий письмо Минфина для участников рынка иметь не будет. "С точки зрения закона не существует ограничений в способах внесения денег, а терминал — это фактически способ поручения банку обязательства по платежу",— поясняет руководитель налоговой практики "Пепеляев групп" Юрий Воробьев. Он добавляет, что для банков и других финансовых организаций письмо носит исключительно рекомендательный характер. 

Заместитель директора департамента налоговой политики Минфина Сергей Разгулин вчера не отвечал на телефонные звонки. Заместитель руководителя Федерального казначейства Алексей Попов заявил "Ъ", что "все подобные вопросы будут урегулированы в законе о национальной платежной системе, проект которого предполагает, что платежи в бюджет в любой форме будут осуществляться с участием банков, деятельность которых в достаточной мере регулируется ЦБ". 

Екатерина Бородихина, Светлана Дементьева

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование, Финансы

Ключевые слова: платежные системы, терминалы оплаты, терминалы приема платежей, Минфин