Подготовленный Русланом Гаттаровым законопроект "О внесении изменений в ФЗ "О связи"" был вчера внесен в Госдуму. Сенатор предлагает ввести понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной (сотовой) связи коротких текстовых или иных неголосовых сообщений. Критериями такой рассылки предлагается сделать "массовость", "автоматический характер", а также использование коротких и буквенных номеров, которые не предусмотрены российской системой нумерации. Массовая или автоматическая отправка коротких текстовых или иных неголосовых сообщений, по замыслу господина Гаттарова, должна осуществляться лишь с предварительного согласия абонента. Оно должно быть выражено "посредством совершения действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данной рассылки".
Кроме того, поправки предусматривают, что рассылка должна осуществляться на основании договора, заключенного c оператором, в адрес абонентов которого она направлена. По действующему законодательству операторы должны доставлять все SMS-сообщения, отправленные с обычных десятизначных номеров, даже если знают, что это спам. В МТС, "МегаФоне", "Вымпелкоме" и "Tele2 Россия", вместе занимающих, по последним данным ACM-Consulting, 92% российского сотового рынка, вчера заявили, что поддерживают законопроект.
Операторы уже начали самостоятельно бороться с SMS-спамом. В ноябре "МегаФон" и "Tele2 Россия" стали блокировать рассылку своим абонентам сообщений с коротких и буквенно-символьных номеров, чьи владельцы не имеют прямого договора с операторами. Таких контрактов не было у банков, и в итоге ряд абонентов не могли совершать трансакции в интернете, для которых требовалось получить одноразовой пароль по SMS. В декабре блокировать SMS с коротких и буквенных номеров начала и МТС.
В свою очередь, заказчики SMS-рассылок недавно пожаловались в Федеральную антимонопольную службу на "одновременное значительное увеличение стоимости" подобных услуг. Ведомство начало расследование. Сами операторы настаивают, что не меняли цены. До сих пор компании могли ничего не получать за рассылку сообщений своим абонентам, заказчик мог отправлять SMS из сети того оператора, чьи тарифы считал более привлекательными.
От мобильного спама, указывает господин Гаттаров, страдают 76% пользователей сотовой связи. Из них 65% регулярно получают SMS-рассылки, около 2% — рекламные звонки. А 9% опрошенных пользователей получают спам и в виде звонков, и в виде SMS-сообщений.
Это не первая законодательная инициатива против SMS-спама. В сентябре депутат от "Единой России" Илья Костунов предложил создать специальную базу номеров "Не беспокоить". Внесение в нее номера будет означать, что абонент не согласен получать какую-либо рекламу по телефону. По мнению операторов, создание централизованной базы номеров, наоборот, лишь упростит работу недобросовестным рекламодателям. О желании разработать свои поправки против SMS-спама заявляла и Минкомсвязь. Вчера в министерстве заявили, что поддерживают необходимость регулирования SMS-рассылок, хотя у Минкомсвязи "есть ряд предложений к документу технического и юридического характера".
Анна Балашова