Одним из первых выступивших на форуме стала старший директор компании Cisco по корпоративным вопросам Лора Кинтана. По ее словам, в настоящее время люди рассчитывают на возможность работать и обучаться везде и всегда и делать это, когда им этого хочется. Данными характеристиками, по ее словам, можно описать такую модель образования, как education-as-a-service, для которой также характерна исключительная гибкость преподавания и предоставления учебных материалов, возможность объединения различных типов опыта, возможность онлайн-обучения, а также гибридные формы взаимодействия, объединяющие обучение и сотрудничество. В целом, по словам г-жи Кинтана, именно такая форма обучения предполагает возможность коллаборейшена как ключевого компонента для достижения успеха в современном бизнесе.
Кроме того, Лора Кинтана отметила такие образовательные тренды, как использование «облачных» решений для снижения стоимости образовательных процессов, возрастание конкуренции среди студентов и увеличение значимости их ранжирования, увеличение роли обучения, основанного на играх (в первую очередь – различных симуляторах), использование в процессах обучения социальных медиа и многих других инноваций, касающихся глобальной сети и обмена контентом. Как отметила г-жа Кинтана, образование в 21-м веке характеризуется возможностью больших образовательных перспектив, открывающихся перед каждым заинтересованным человеком.
Старший директор компании Cisco по корпоративным вопросам Лора Кинтана
О том, что представляет и будет собой представлять школа XXI века, рассказала старший инвестиционный менеджер РОСНАНО Яна Стрельцова. По ее соображениям, модель такой школы хорошо описана в «Стратегии творческой личности» Генриха Альтшулера, который утверждал, что все люди, добившиеся в жизни успеха, уже в возрасте 13 – 16 лет имели четко сформированную мечту, а все оставшееся время в жизни занимались ее реализацией.
«Не поддаваться влиянию окружающей среды, а воссоздавать то, что идет из души и из сердца», – так обрисовала г-жа Стрельцова концепцию успеха по Альтшулеру. Также, по ее словам, в связи с развитием Интернета поток знаний, который обрушивается на школьника в школе, сам по себе является обесцененным. Вдобавок к этому школа не успевает за обновлением информации и за скоростью глобальных информационных потоков.
«В наши дни постоянно появляются новые профессии и новые требования к ним, – отметила Яна Стрельцова. – В таком случае школе не остается ничего другого, как давать компетенции и навыки, которые помогут детям прийти к реализации своей мечты. Разумеется, для этого необходимо использование новейшей существующей информации, а также всех последних ИКТ для ее получения».
Как было отмечено г-жой Стрельцовой, успех на рынке труда в настоящее время обеспечивает не академическая грамотность, а такие навыки, как коммуникация, способности к творчеству, а также менеджерские умения.
Старший инвестиционный менеджер РОСНАНО Яна Стрельцова
«К сожалению, все это школа со своей программой не способна предоставить, – сообщила Яна Стрельцова. – Школа не дает связку с реальной жизнью, с которой столкнутся школьники. Но это если речь идет об обычной школе. Существуют и такие школы, которые осуществляют образование динамически, через реализацию проектной деятельности, а также через контакты с потенциальными работодателями. В таком случае преподаватель превращается в индивидуального наставника, коуча. Образовательная база создается через наработку навыков и компетенций, а школьник сталкивается с первостепенной задачей – осознать свои цели в жизни, а также научиться адаптировать себя к этим целям. Именно это и приводит к мотивированности, осознанности и пониманию своей деятельности в школе».
Выступивший далее эксперт по молодежным инициативам и стартапам Денис Гусев отметил большую значимость молодежных научных проектов, участие в которых значительно повышает творческие и менеджерские навыки, а также уменьшает «информационную энтропию» в сознании студентов, связанную с все возрастающими объемами существующей в мире цифровой информации. По словам г-на Гусева, важнейшую роль в XXI веке также будет играть и пост-вузовское образование, а также будет развиваться личное образование во всем многообразии его форм.
Участники панельной дискуссии форума YEES-2012, посвященной знаниям,
которые будут нужны для достижения успеха в будущем
В рамках первой части форума произошла панельная дискуссия, основным вопросом в которой стал тезис о непрерывном процессе образования («в XXI веке сохранится необходимость обучаться в течение всей жизни»), а также знаниях, которые окажутся востребованными для достижения успеха через 5 – 10 лет.
По словам менеджера по развитию технологий для совместной работы компании Cisco в России Владимира Ярославского, качество образования в XXI веке напрямую зависит от скорости продвижения новых технологий.
В качестве примера г-н Ярославский привел схему организации телеобучения в Приморском крае благодаря системе TelePresence, а также образовательные инициативы Moscow Business School, связанные с удаленным обучением (например, интерактивные совещания с помощью технологии Webex).
В рамках разговора о том, нужны ли России какие-либо уникальные национальные образовательные решения, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров и руководитель Центра образовательных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования Светлана Авдеева рассказала о роли ИТ в создании новой образовательной среды и внедрении новых образовательных стандартов. По словам г-жи Авдеевой, главная роль ИТ заключается в формировании необходимых компетенций у выпускников, что в настоящее время часто является затруднительным, так как, по данным Федерального института развития образования, 60 % преподавателей в России вообще не используют ИКТ на уроках.
Также Светлана Авдеева рассказала о программе Digital Textbook, направленной на полную замену бумажных учебников электронными. По словам докладчика, в XXI веке предстоит создать активную деятельную среду в пространстве «ученик-преподаватель» и интегрировать ее в учебный процесс. Основным подходом в такой среде будет творческий и исследовательский подход, а основным образовательным инструментом станет электронно-мультимедийный контент, покрывающий всю информацию, необходимую для учебного курса, включая интерактив и систему различных тестов.
Выступивший следом первый заместитель генерального директора Workle Виктор Горбунов рассказал о возможностях профессионального дистанционного обучения, которое предоставляет компания Workle – один из крупнейших операторов дистанционной занятости.
«Workle позволяет профессионалу получать не только теоретические, но и практические знания, – пояснил г-н Горбунов. – Кроме того, молодой специалист по прохождении обучения сразу может трудоустроиться по одному из курируемых нами направлений, к которым относятся страхование, туризм и финансы (банковское дело). С помощью нашей системы создается платформа для «конструирования» оптимального сотрудника. Например, страховой специалист должен получить навыки преподавателя, а также компетенцию уверенного пользователя ПК, что, несомненно, придаст ему ценности при приеме на работу».
По словам Виктора Горбунова, компания Workle по планам на 2014 год может стать самым крупным работодателем в России.
Сотрудница фонда «Сколково» Екатерина Морозова и тренер
корпоративного университета Intel University Алексей Николаев
О том, как осуществляется образовательная программа в фонде «Сколково», рассказала его представительница Екатерина Морозова. По ее словам, сетка курсов устроена так, чтобы всегда поддерживался интерес и всегда прослеживалась тенденция открытости образования – с «втягиванием» российских университетов в образовательный процесс таким образом, чтобы студенты из разных городов находились в единой образовательной плоскости.
Кроме того, г-жа Морозова сообщила, что в неформальном образовании основная ставка делается на студенческую инициативу, при этом студенты всегда могут выбирать для себя курсы, а также «заказывать» обучение по тем курсам, которые не представлены в программе.
Тренер корпоративного университета Intel University и специалист компании Intel Алексей Николаев рассказал о таком образовательном явлении, как корпоративный университет. По его словам, такая разновидность неформального образования позволяет значительно способствовать росту компании силами людей, находящихся внутри самой компании. При этом корпоративный университет призван поддерживать как фундаментальное предметное образование, так и общеуправленческие навыки, а также навыки внутреннего предпринимательства и корпоративный рост. В данном случае образование осуществляется через внутрикорпоративных тренеров, исполняющих роль волонтеров и наставников для молодых сотрудников.
Кроме того, г-н Николаев подчеркнул важность развития частного предпринимательства в рамках корпорации.
«Предприниматель – это активист в своем роде деятельности. Не гражданский, не политический, а именно корпоративный активист», – резюмировал Алексей Николаев.
Модератор форума YEES-2012 – телеведущий Данила Медведев
В целом по итогам форума специалисты пришли к выводу, что неформальное образование становится одной из наиболее важных форм обучения, однако оно в первую очередь призвано не замещать формальное образование, а дополнять его. В то же время существующие технологии уже сейчас являются не прикладным инструментом для педагогики, а ее движущим мотором. Со временем роль ИКТ в системе образования будет только возрастать, а от темпов этого роста будут зависеть все основные образовательные показатели, среди которых – его качество и ценность для дальнейшего экономического развития страны.