В 2019 году в России может появиться реестр интернет-магазинов, имеющих право работать в нашей стране. С такой инициативой выступил Роспотребнадзор. Предложение касается не только отечественных, но и иностранных онлайн-торговцев. При регистрации в Федеральной налоговой службе (ФНС) их обяжут указывать свои интернет-адреса (домены) — это должно избавить Рунет от теневой коммерции. В реестре сайты будут привязывать к конкретному юрлицу, поэтому жалобы покупателей будут направляться владельцу площадки.
Предлагаемые санкции для отказавшихся регистрироваться или исключенных из «белого списка» неизвестны. Но, по мнению экспертов, не зарегистрированные в ФНС сайты магазинов будут заблокированы. Участники рынка разошлись во мнении о необходимости такого контрольного инструмента. Одни считают подобное регулирование излишним, другие уверены, что его нужно было ввести еще несколько лет назад.
Роспотребнадзор подготовил план мероприятий стратегии госполитики в области защиты прав потребителей до 2030 года (проект соответствующего распоряжения правительства есть у «Известий»). Согласно этому документу, юрлиц и ИП обяжут зарегистрировать в ФНС доменное имя сайта, используемого для оказания услуг или продажи товаров. Проект соответствующего закона должен быть подготовлен к 2019 году.
Регистрации подлежит также адрес электронной почты онлайн-магазина. Это необходимо, чтобы поддерживать связь с надзорными органами.
В Роспотребнадзоре и ФНС не ответили на запросы «Известий».
Глава Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников считает инициативу создания реестра очень правильной. По его мнению, этим следовало заняться раньше.
— Мы давно эту тему прорабатываем и рекомендуем всем обратить внимание на рост электронной коммерции, — рассказал Сергей Гребенников. — Такой реестр позволит, во-первых, оценить объем рынка электронной коммерции, а во-вторых, обеспечить пользователя реальными контактами интернет-магазина.
Директор юридического департамента Ozon.ru Надежда Белова отметила, что у налоговиков уже есть информация о сайте, если там принимают оплату. Это предусматривается нормами использования контрольно-кассовых терминалов.
— В интернете всё динамично, поэтому на поддержание актуального реестра потребуется много ресурсов. Если сделать такое требование частью разрешительного процесса, то рынок еще больше уйдет в тень, — рассказала Надежда Белова. — На наш взгляд, дополнительного регулирования не требуется, надо обеспечить единообразное исполнение норм. А то кто-то свободно продает алкоголь, а кому-то за это сайт блокируют.
В госдокладе Роспотребнадзора «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году» был зафиксирован рост количества жалоб потребителей на интернет-магазины: в 2012 году их было 3412, а в 2016-м — уже 8765. Проблема рынка электронной торговли в том, что продавец зачастую анонимен, сказано в докладе.
Подобная анонимность, отмечено в документе, «абсолютно недопустимая с точки зрения общих требований законодательства, поскольку нераскрытие таких сведений ставит под сомнение возможность претензионного урегулирования и существенно затрудняет доступ к правосудию».
В итоге в интернете покупатели часто сталкиваются с проблемами, например получают некачественный товар, либо продавец, взяв деньги, перестает выходит на связь и вовсе не присылает заказ.
Согласно опросу РОЦИТ, проведенному в октябре 2016 года, в российских интернет-магазинах были обмануты 4% вносивших предоплату покупателей, в зарубежных — 17%.
По итогам 2016 года, объем рынка электронной торговли в нашей стране вырос на 21% до 920 млрд рублей, говорится в исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
По данным инвесткомпании «Финам», объем теневого рынка в России в 2017 году можно приблизительно оценить в 500 млрд рублей.
Владимир Зыков, Анна Ивушкина