Средняя цена минуты (APPM) услуг российских сотовых операторов, обслуживающих 92% абонентов в стране, за 12 месяцев с сентября 2012 года увеличилась на 0,5 копеек — до 1,045 рубля, следует из отчетов операторов за третий квартал, завершившихся сегодня обнародованием результатов МТС.
Такое увеличение в годовом исчислении средней цены минуты четырех крупнейших российских сотовых операторов, обслуживающих совокупно 92% абонентов в стране — МТС , «ВымпелКома» (бренд «Билайн»), «МегаФона» и Tele2, — отмечается впервые за всю историю развития сотовой связи с России. До этого показатель APPM в любом годовом исчислении, то есть при сравнении его величины в периоды, равные любым 12 месяцам, стабильно снижался.
В третьем квартале текущего года средняя цена минут услуг «четверки» составила 1,045 рубля против 1,04 рубля в третьем квартале 2012 года. При этом тенденция к увеличению цены услуг наблюдается так или иначе у всех операторов, кроме Tele2, у которого она не изменилась ни за 12 месяцев, ни с начала 2013 года.
В частности, у МТС средняя цена минуты услуг с начала года не изменилась и составила 0,95 рубля, однако выросла по сравнению с первым и вторым кварталами (0,94 рубля и 0,92 рубля соответственно), хотя и снизилась против третьего квартала 2012 года, когда она составляла 1,01 рубля. У «Мегафона» цена минуты увеличилась до 1,14 рубля и по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, и по сравнению с началом 2013 года (1,1 рубля и 1,07 рубля соответственно). Цена услуг «Билайна» выросла с 1,18 рубля на начало года до 1,2 рубля в третьем квартале, хотя и снизилась против уровня год назад (1,25 рубля).
В итоге среднее увеличение минуты услуг по всем операторам привело к тому, что российские сотовые абоненты в июле-сентябре совокупно платили за сотовую связь примерно на 300 миллионов рублей в месяц больше, чем заплатили бы за тот же объем услуг год назад.
Следует при этом отметить, что сам объем потребления услуг сотовой связи продолжает расти практически у всех операторов. На одного абонента МТС в среднем в месяц приходится 337 минут, проведенных в сети против 332 минут год назад. Абонент «Билайна» потребил в третьем квартале 290 минут услуг по сравнению с 282 минутами за аналогичный период 2012 года, абонент Tele2 — 265 минут против 257 минут. Единственный оператор, у которого немного снизился средний объем услуг на одного абонента в месяц, — это «Мегафон». Его абонент воспользовался 300 минутами связи против 301 минуты в третьем квартале 2012 года.
Как ранее сообщал Digit.ru, отраслевые эксперты не исключали повышения цен на услуги сотовой связи из-за увеличения непроизводительных расходов операторов после возложения на них функций, не связанных с их бизнесом. Так, в ноябре прошедшего года вступил в силу закон о блокировании операторами связи интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию, что потребовало от них дополнительных затрат на приобретение, установку и обслуживание соответствующего оборудования.