Национальная система платежных карт (НСПК) обсуждает с банками внедрение в Систему быстрых платежей (СПБ) ЦБ технологии бесконтактной оплаты NFC, рассказали РБК четыре источника на платежном рынке. Эта технология, в частности, используется для оплаты со смартфонов в приложениях Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay, а также для бесконтактной оплаты банковскими картами.
Разработку технологии для СБП подтвердила пресс-служба НСПК. Об инициативе слышали представители ВТБ, Промсвязьбанка и «Рокетбанка».
Центробанк запустил СБП в 2019 году, она позволяет переводить деньги между картами разных банков по номеру телефона, с осени в системе реализуется возможность оплатить покупки с помощью QR-кода. Магазины используют QR-коды двух видов: статические, которые представлены в виде наклейки с закодированным счетом магазина, и динамические, которые содержат и сумму покупки. Другой способ оплаты через СБП разработал «Ростелеком», оператор системы по сбору биометрических данных россиян, — платеж с помощью сканирования лица.
Бесконтактная технология может стать еще одним способом оплаты в СБП. Возможность ее внедрения банки сейчас прорабатывают, но сроки реализации пока назвать трудно, сказал один из источников. Технологию оплаты по NFC в СБП рассматривают Промсвязьбанк, «Рокетбанк» и ВТБ, а Тинькофф Банк и «Открытие» ее уже разрабатывают, следует из ответов представителей банков.
НСПК показала несколько вариантов проведения NFC-платежей в СБП на своей конференции в начале декабря, рассказал один из собеседников РБК.
Банк России работает над различными способами реализации сервиса с2b-платежей (от физических лиц — бизнесу) в СБП — QR-коды, мгновенные счета, NFC-технологии, подписки и другое, сообщил РБК представитель регулятора. В НСПК отметили, что ряд банков и ретейлеров уже проявили интерес к такому способу совершения платежа [через NFC-технологии], но конкретные варианты пока обсуждаются. «Говорить о деталях и сроках его [способа оплаты] внедрения преждевременно», — отметил представитель НСПК. Применение технологии не является обязательным и остается на усмотрение банков, отмечает директор департамента эквайринга «Открытия» Александр Дынин.
«СБП через NFC станет логичным продолжением использования привычного сценария и приблизит клиентский опыт по оплате на кассах в магазинах к опыту оплат по картам», — объяснил представитель ВТБ. Банки могут использовать уже существующие технологии, отметила начальник отдела развития цифровых платежных сервисов ПСБ Ольга Алексюк. По ее словам, первые тестовые транзакции могут быть проведены в 2020 году. «В некоторых случаях оплата с помощью NFC для пользователей более удобная, чем оплата с использованием QR-кодов», — сказал представитель Тинькофф Банка.
Многие торговые точки уже оснащены POS-терминалами с бесконтактной функцией, напомнил председатель Ассоциации электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Бесконтактные платежи стали уже привычным способом оплаты для россиян: осенью 2018 года Visa сообщила, что Россия вошла в тройку стран — лидеров по числу бесконтактных платежей, которые совершаются с помощью карт и смартфонов (Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay и т.п.). С 2010 по 2018 год число безналичных транзакций выросло в 30 раз: с 5,8 до 172 в год на человека, а Россия является крупнейшим в Европе рынком по объему операций через Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay и т.п., отметили эксперты BCG.
«На сегодняшний день оплата по QR-кодам еще мало распространена в России, и обучение клиентов банков ее использованию потребует длительного времени. На этом фоне бесконтактная NFC-оплата позволит более активно наращивать использование СБП», — считает руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт» в СНГ Максим Налютин.
Однако у этого способа могут быть и минусы, предупреждает глава правления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева: «Если этот способ потребует от пользователя открывать свое приложение, чтобы подтвердить в нем платеж, то он не может быть безопасным и всегда есть риск, что рядом стоящие в магазине люди смогут подглядеть информацию о ваших счетах и завладеть телефоном с открытым приложением. В цифровых мобильных кошельках этот риск полностью исключен».
Евгения Чернышова