— Как будет проходить объединение «Синтерры» и «МегаФона»? Можете ли назвать его основные этапы?
— Наша первоочередная задача — определить принципы работы объединенной компании. Очевидно, что принятие бизнес-модели объединения особенно важно для коллективов обеих компаний: если люди находятся в определенном неведении о том, что происходит, и важные решения долго не принимаются — они могут перегореть. А одна из стратегических задач объединения — сохранение команды «Синтерры», умеющей результативно работать в очень жестких условиях и сроках. Мы планируем, что принципиальная бизнес-модель будет разработана в сентябре.
— Каковы будут первые шаги по объединению?
— Уже сейчас ясно, что будет произведено объединение «Петерстара» и Северо-Западного филиала «МегаФона». Не имеет никакого смысла иметь два отдельных подразделения на этой территории. И это как раз самая первая работа, к которой мы приступим уже в ближайшее время. Для нас это будет самым крупным подразделением объединенной компании.
— Не будет ли это примером для слияния бизнесов в других регионах?
— Все регионы различны, и по каждому из них мы будем принимать решение, исходя из местной специфики бизнеса подразделений «МегаФона» и дочерних компаний «Синтерры». Это один из главных вопросов, на которые должна ответить разрабатываемая принципиальная бизнес-модель. Тем не менее могу уже сейчас сказать точно, что мы не будем ждать завершения объединения на северо-западе для того, чтобы начать эту работу в других регионах: мы планируем осуществлять этот процесс одновременно во всей стране.
— Привлекаются ли для разработки процесса слияния внешние консультанты?
— На сегодняшний день в рамках созданного управляющего комитета и совместных рабочих групп из ключевых сотрудников «МегаФона» и «Синтерры» как раз прорабатывается вопрос о бизнес-модели объединенной компании. И в этом вопросе нам помогает The Boston Consulting Group. Они консультируют нас по целому ряду вопросов, что дает нам очень полезный взгляд со стороны, а также доступ к опыту успешных зарубежных объединений, имеющихся в копилке BCG.
— В чем вы видите сложность объединения?
— Сложностью является то, что компании работали на разных рынках, предоставляя услуги разным потребителям. Важно, чтобы у объединенной компании появились конвергентные сервисы, которые раньше ни «МегаФон», ни «Синтерра» не предоставляли. Это, конечно, потребует изменений в бизнес-процессах компаний. «МегаФон» занимался мобильной связью, а теперь, соответственно, совместно с «Синтеррой» начнет заниматься активным продвижением других услуг (фиксированного широкополосного доступа и услуг для госсектора. — РБК daily) на рынках корпоративных и частных клиентов. Чтобы это делать, нужно какие-то процессы в компаниях перенастроить, что-то нужно поменять. При этом, делая такие изменения, важно не потерять то, что было у компаний — не ухудшить мобильный бизнес «МегаФона» и корпоративный и операторский бизнес «Синтерры».
— Будет ли «Синтерра» со временем ликвидирована как бренд и как юрлицо?
— Это можно будет обсуждать тогда, когда будет утверждена бизнес-модель. Но абсолютным фактом является то, что у «Синтерры» есть опыт на операторском рынке передачи данных и огромный опыт на рынке госсектора: опыт реализации крупных федеральных проектов. Этот пласт бизнеса «МегаФон» считает очень важным и будет развивать, так как этот рынок на сегодня достаточно емкий и перспективный — государство думает об электронном правительстве, о модернизации экономики и т.д., что требует дополнительных ресурсов — и сетевых, и интеллектуальных.
— Что дала «Синтерре» смена акционера?
— «МегаФон» не просто финансовый инвестор. Мы операционная компания, которая видит конкретные плюсы от приобретения «Синтерры», причем для обеих компаний. Если посмотреть на бизнес «Синтерры» без этой синергии, то ресурсы ее ограничены, так как бизнес, которым занимается оператор, постепенно снижает операционную маржинальность. Бизнес с госструктурами тоже сложен, там идет отвлечение ресурсов — и финансовых, и человеческих. «МегаФон», имея все эти ресурсы, сможет развивать эти направления более успешно. К тому же теперь мы приходим к госзаказчику уже с полным комплексом телекоммуникационных услуг. Отмечу, что такого существенного опыта на рынке госуслуг ни у одной из конкурирующих сотовых компаний нет, и это наш плюс.
— Что будет делать новый акционер со спутниковым бизнесом «Синтерры»? Нет ли намерений его продать?
— Этот бизнес — одна из разновидностей «последней мили», крайне необходимой для реализации федеральных проектов. Если у компании есть такой ресурс, она может работать на тех территориях, где нет наземных каналов связи. Например, на Урале, на Дальнем Востоке, в Якутии и даже в ЦФО есть регионы, где подключения могут осуществляться только через спутниковые каналы связи. С точки зрения организации «последней мили» он однозначно нужен — это конкретное преимущество перед другими игроками, у которых такого ресурса нет, и они вынуждены покупать у той же «Синтерры». С другой стороны, кроме как в госпроектах, «Синтерра» не развивала активно свой VSAT-бизнес. Наша задача подумать, как его можно по-новому продвигать.
— Разве этот ресурс не будет дорогим?
— Всегда считалось, что это дорого, но для того, чтобы проложить кабель в удаленные населенные пункты, требуются миллионы рублей лишь для того, чтобы подойти к поселку. В таких ситуациях проще продавать жителям или организациям терминалы VSAT и доставлять услугу Интернета и телефонии — она во всем мире развивалась именно для конечных пользователей. Поэтому мы не собираемся продавать этот бизнес — он нужен объединенной компании и будет дальше развиваться.
ЕЛЕНА ЗЛЕНКО