О повышении тарифов на сервисные рассылки в Viber говорится в тендерной документации «Ростелекома» к конкурсу на услуги информирования клиентов и сотрудников через мессенджеры и соцсети, которые начали оказываться в апреле. Стоимость закупки составила 95 млн руб. за два года. При этом именно Viber выступает для оператора одним из ключевых каналов рассылок, следует из критериев конкурса, в которых цена отправки сообщения в Viber была основным параметром и имела больший вес, чем цена рассылки в Telegram, Facebook, «ВКонтакте» и по СМС.
Конкурс выиграло принадлежащее группе «Связной» АО «Загрузка», причем уже после этого сторонам пришлось изменить договор «в связи с изменением стоимости услуг исполнителя»: с 1 апреля стоимость сервисного сообщения в Viber повысилась с 18 до 68 копеек. Стоимость рассылки в Telegram, Facebook и «ВКонтакте» составляет 62 копейки за сообщение, по СМС — 15 копеек. «Цены определялись в ходе конкурентной закупки и соответствуют рыночной стоимости данных сервисов»,— сообщила “Ъ” директор по клиентскому сервису массового сегмента «Ростелекома» Елена Дробот. Она добавила, что Telegram в связи с его блокировкой больше не используется для коммуникации с клиентами.
Источник, знакомый с условиями тендера, подтвердил “Ъ”, что штаб-квартира Viber значительно повысила тарифы с апреля. По его словам, это «мера борьбы с возросшим рекламным трафиком от b2b-аккаунтов» и она вынуждает заказчиков рассылок переориентироваться на другие каналы. В компании Webbankir заметили подорожание рассылок в Viber еще осенью 2017 года: там поясняют, что тариф зависит от объемов и конкретной компании, а подорожание тогда затронуло только Москву и Санкт-Петербург, но не регионы. В компании говорят, что после этого отказались от сервиса Viber и вместо него развивают в этом же мессенджере свой чат-бот.
Представитель Viber Яна Рожкова заявила “Ъ”, что стоимость сервисных сообщений «эволюционирует вместе с рынком». «Мы находимся под влиянием различных факторов — на формирование цены влияют спрос, условия, которые предлагают конкуренты, объемы и тип рассылок»,— отметила она. По данным Mediascope за март 2018 года, Viber пользуются 19,8 млн человек в месяц, сейчас это второй по популярности мессенджер в России после WhatsApp с 24,6 млн.
Доля Viber в общем количестве рассылок составляет около 17%, причем их число в мессенджере каждый месяц растет на 50%, поскольку подключается все больше компаний, оценивает директор по маркетингу Devino Telecom Евгений Фадеев. Viber все чаще используют крупные бренды, и, как следствие, мессенджер решил повысить цены, полагает он. Они в целом по-прежнему привлекательны для рынка, но более неприятным сюрпризом стало введение минимальной абонентской платы и рост штрафов за несанкционированные рассылки (спам), что сократило использование мессенджера мелкими компаниями, считает господин Фадеев.
В любом случае серьезной конкуренции для Viber на рынке рассылок нет, уверен Евгений Фадеев. «Пока это единственный мессенджер, который обладает полноценными возможностями для бизнеса. В качестве альтернативы постепенно развивается продукт от Mail.ru Group, которая разработала отправку сервисных сообщений пользователям "ВКонтакте"»,— уточняет господин Фадеев. Рынок мессенджеров «абсолютно резиновый» и компании ровно распределяют трафик между всеми соцсетями и приложениями, спорит владелец OMMG Technology Сергей Кравцов. Повышение цен на рассылки он объясняет лишь желанием Viber заработать. «Основная проблема Viber и других мессенджеров — они убыточны. А рекламный трафик — простой способ повышать доходность»,— констатирует он.
Анна Афанасьева, Владислав Новый, Роман Рожков