«Мы всегда удаляли аудио- и видеозаписи, когда на них подавались законные жалобы от правообладателей, просто сейчас таких обращений стало больше. Правообладатель — это далеко не всегда сам исполнитель. Авторскими правами может обладать звукозаписывающая компания или близкие родственники, например. И мы не собираемся удалять вообще всю музыку, только зарубежную или только русскую, только рок или только поп-музыку — мы удаляем конкретные композиции определенных исполнителей. От нас этот выбор не зависит», - пишет пресс-секретарь социальной сети «ВКонтакте» Георгий Лобушкин и добавляет, что большая часть аудиозаписей по-прежнему останется на сайте.
Речь идет, видимо, в первую очередь о тех музыкантах, которые добровольно выкладывают свои аудиозаписи в свободное пользование. Однако г-н Лобушкин не уточняет, готовы ли пользователи соцсети «ВКонтакте» к тому, что в сервисе, который всегда шел навстречу пожеланиям своей аудитории, и стремился быть максимально лояльнымпо отношению только к ней, будут представлен лишь априори бесплатный аудиоконтент. Ведь, если судить по распространению аудиозаписей в социальной сети, среди пользователей превалируют именно известные песни, получившие широкую радио- и ТВ-ротацию, права на которые принадлежат крупным лейблам, таким, как Universal Music Group, Warner UK Music Group и Sony Music. Именно эти лейблы чаще других отстаивают свои права в борьбе как с «пиратскими» веб-ресурсами, так и с простыми пользователями. И именно представители данных лейблов в последнее время заметно чаще, чем обычно, стали направлять массовые жалобы на нелегально размещенный контент администрации «ВКонтакте».
Законопроект о защите авторских прав в Интернете, 14 июня этого года принятый Госдумой в первом чтении, как раз указывает на возможность правообладателей в досудебном порядке добиться ограничения доступа к нелегально размещенному контенту, что может оказать существенное негативное влияние на крупные веб-площадки, особенно те из них, где пользователи имеют возможность обмениваться друг с другом файлами из своих частных видео- и аудиоколлекций.
Теперь в интерфейсе социальной сети «ВКонтакте» бледным шрифтом отображаются
аудиозаписи, удаленные по соображениям защиты авторских прав
Именно дилемма распознавания статуса «нелегально распространяемых видео- и аудиозаписей» стала одним из краеугольных камней в схватке между правообладателями и площадками по размещению пользовательского контента. И если раньше правообладатели либо ограничивались борьбой с представителями «серого бизнеса», наживающегося на нелегальном контенте (здесь можно вспомнить историю мп3-портала allofmp3.com), либо неуклюжие «точечные удары» по отдельным Интернет-пользователям (тут вспоминаются истории судебных исков RIAA против матери-одиночки Тани Андерсен и 66-летней скульпторши Саре Сибери Уард), то сейчас под основной удар попали именно площадки социальных медиа, которым приходится создавать дополнительные меры, обеспечивающие непроникновение нелегального контента в зону общего пользования.
Данные процессы приходится автоматизировать, и, таким образом, воздействие на конечных пользователей перестает быть точечным либо дистанционным. В то же время обычный Интернет-посетитель не всегда способен оценить правомочность данных мер: ведь никто и никогда не считал правонарушением дать послушать аудиокассету с любимыми песнями другу, чтобы тот смог переписать на свой носитель пару-тройку понравившихся треков. Разница между кассетным обменом и социальными медиа для таких пользователей кажется исключительно технологической: благодаря Интернету делиться музыкой и видео стало гораздо удобней, а «дворовая тусовка», в рамках которой происходил обмен дисками и кассетами с музыкой, стала глобальной и тем самым ненавязчиво изменила историю звукозаписывающих компаний, стремительно начавших «недобирать» прибыль с выпускаемого контента.
Пресс-секретарь социальной сети «ВКонтакте» Георгий Лобушкин,
фотография из личной страницы социальной сети «ВКонтакте»
Между тем, пока из «ВКонтакте» происходит планомерное удаление аудиозаписей, ее пользователи принялись изыскивать методы, позволяющие им не разлучаться с любимым контентом. Так в ход пошло массовое переименование песен и артистов, основанное либо на дословном переводе названий групп или артистов с одного языка на другой, либо на сходстве по созвучию. Например, многие удаленные из сети песни исполнительницы Lana Del Rey можно найти по запросу «Ванна без дверей», группа Coldplay теперь именуется «Холодными играми», а певец Джастин Бибер превратился в «Джигана и Бомбера».
Пример поисковой выдачи по запросу «Ванна без дверей» в качестве исполнителя
Администратор крупнейшего в соцсети «ВКонтакте» сообщества «Музыка» Максим Егоров считает, что «флешмоб с переименованием» аудиозаписей бесперспективен, и «если файл один раз был уже изъят, то уже никто не сможет его загрузить, как бы он ни назывался». Лукавство данного изречения, впрочем, видно каждому, кто когда-либо работал с оцифрованными музыкальными файлами: ведь каждый из них можно аккуратно подрезать или добавить полсекунды тишины, изменить битрейт или просто изменить частотный спектр, тем самым исказив изначальные файловые данные, но, не повлияв существенным образом на саму зашифрованную аудиозапись.
Так и получается, что во многом недовольство пользователей «ВКонтакте» связано не с самим фактом исчезновения любимых аудиозаписей (как выяснилось, этот факт оказался поправим), а с позицией руководство социальной сети, которое впервые за всю семилетнюю историю проекта отказалось от соблюдения пользовательских удобств и глобально подстроилось под внешние факторы, среди которых можно назвать и пока что не принятый закон.