В декабре 2017 года сообщества «ВКонтакте» заработали на рекламе более 250 млн руб., это более чем в два раза превышает уровень декабря 2016 года, рассказали “Ъ” во «ВКонтакте». Выручку пабликов за другие месяцы в компании не раскрывают. По словам представителя компании, всего монетизируется более 10 тыс. сообществ, размер выплат определяется охватом постов. Каждый из 30 наиболее популярных пабликов заработал в среднем 6 млн руб. за весь 2017 год и чуть меньше 3 млн руб.— за 2016-й. При этом на 100 крупнейших сообществ приходится лишь менее 20% выручки.
Треть выручки сообществ приходится на рекламную сеть, запущенную несколько месяцев назад, другие две трети на маркет-платформу — систему для быстрой публикации рекламы в сообществах, которая заменила «Биржу ВКонтакте» в декабре 2017 года. В рамках рекламной сети вся реклама публикуется автоматически: система учитывает тематику группы и подбирает релевантные для пользователя и сообщества объявления, так что разные пользователи видят разную рекламу. В маркет-платформе же рекламодатель должен произвести ряд действий и выбрать ряд параметров, объясняют во «ВКонтакте»: отправить рекламную запись на модерацию, указать бюджет и период размещения, изучить список подобранных платформой сообществ и подтвердить размещение.
В сентябре 2017 года «ВКонтакте» впервые раскрыла доход, получаемый сообществами от социальной сети,— свыше 1 млрд руб. за год. Тогда же была представлена экосистема для создателей контента, включающая рекламную сеть и систему персональных рекомендаций на базе собственного алгоритма «Прометей». «Раньше паблики были предоставлены сами себе — они и создавали контент, и привлекали аудиторию, и думали о монетизации»,— рассуждает гендиректор цифрового издательства New Media Lab Сергей Меньшиков. Теперь, по его словам, администрация «ВКонтакте» создает условия, которые помогают разделить ответственность: за пабликами остается создание контента и привлечение аудитории, а монетизация переходит к самой платформе. «Паблики "ВКонтакте" стали крупным и влиятельным медиарынком, который способен себя самостоятельно обеспечивать»,— утверждает директор по маркетингу «ВКонтакте» Александр Круглов. Большинство наиболее популярных сообществ имеют юмористическую тематику — среди них, например, «Корпорация зла» (более 7,5 млн подписчиков), «Борщ» (6,4 млн), «Пикабу» (2,5 млн) — или публикуют истории от пользователей, как «Подслушано» (3,87 млн) и Just Story (1,4 млн).
Платформу для монетизации издателей и блогеров развивает и «Яндекс» в сервисе «Яндекс.Дзен». «Специфика "Дзена" в том, что обычный человек, разбирающийся в какой-либо теме, может начать публиковать статьи и получить первые деньги буквально через несколько дней после начала работы,— уточняет представитель "Яндекс.Дзена".— Для этого ему не нужно месяцами и годами набирать миллионы подписчиков: искусственный интеллект определит, кому из 11-миллионной аудитории сервиса будут интересны его статьи». В компании говорят, что в «Дзене» тысячи авторов зарабатывают десятки тысяч рублей в месяц, а наиболее активные — больше 100 тыс. руб. в месяц. Кроме того, сервис развивает спонсорскую программу для лучших авторов с годовым бюджетом в $1 млн.
Роман Рожков