Как говорится в пояснительной записке к данному нормативно-правовому акту (НПА), он направлен на "совершенствование налогового законодательства и направлен на стимулирование хозяйствующих субъектов осуществлять распоряжение исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности". При этом среди результатов интеллектуальной деятельности указаны программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем. По мнению разработчиков, выпадения доходов бюджетов при реализации данных льгот не произойдет.
Бизнес-сообщество уже давно обращало внимание на то, что регистрировать объекты интеллектуальной собственности из-за особенностей налогообложения было невыгодно. "Каковы бы ни были инвестиции в науку и человеческий капитал, мы всегда будем в проигрыше. Существующая система регулирования — это решето, через которое утекают инвестиции в технологии и креатив, в том числе государственные инвестиции", - так прокомментировал результаты совместного исследования РСПП и НИУ "Высшая школа экономики", проведенное еще в 2021 году, член правления РСПП, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский. Согласно результатам данного исследования, Россия из-за неэффективного управления интеллектуальной собственностью теряет 4,8% ВВП. Мера, реализуемая в данном законопроекте, входила в пакет предложений РСПП.
"Согласно п.3 статьи 257 Налогового кодекса РФ интеллектуальная собственность является нематериальным активом, права на который рассматриваются как имущественные. Исторически так сложилось, что результаты интеллектуальной деятельности в России не воспринимались как эффективный инструмент для извлечения прибыли. В СССР коммерциализация интеллектуальной собственности вообще отрицалась, а изобретения и другие достижения считались народным достоянием, - напоминает патентный поверенный Ольга Бондарева. - В связи с этим на многих предприятиях даже в наше время интеллектуальная собственность не учитывалась в бухгалтерском учете".
Директор по правовым вопросам "МойОфис" Константин Кокурин обращает внимание на то, что изменения являются еще одной дополнительной мерой поддержки российских компаний, которые являются правообладателями объектов интеллектуальной собственности: "Указанная норма НК была и раньше, но новая редакция расширяет ее сферу действия и предоставляет возможность пользоваться льготой в большем количестве случаев и большему кругу участников ИТ-рынка. Рассматриваемые изменения в НК напрямую не касаются темы полноценности или неполноценности ИТ-активов, они регламентируют именно особенности налогообложения".
Вопрос о том, будут ли эти меры работать, по мнению Константина Кокурина, преждевременны: "Требуется дождаться вступления данных норм в силу и посмотреть на практику их правоприменения: насколько будет бюрократизирован процесс получения таких налоговых льгот и с какими трудностями могут столкнуться участники ИТ-рынка".
Главной сложностью, по мнению Ольги Бондаревой, являются хлопотные и длительные процедуры регистрации прав: "Регистрация фирменных товарных знаков и патентов представляет собой довольно сложный и продолжительный процесс. Нужно самостоятельно подготовить заявку, определить классы регистрации, проверить бренд или техническое решение на уникальность. Кроме того, регистрация интеллектуальной собственности сопровождается перепиской с "Роспатентом" и бюрократическими нюансами".
Яков Шпунт