Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал» (МВК) обеспечивает своими услугами более 11 млн потребителей. Это крупнейшее в России предприятие ЖКХ. В ведении МВК находится 13 водохранилищ, 4 гидротехнических узла, 4 станции водоподготовки: Рублевская, суммарной мощностью 6,7 млн куб. м воды в сутки, 18 насосных станций и регулирующих узлов и более 10 тыс. км сетей. Площадь обслуживания канализационной системы составляет 1200 кв. км (вся территория города Москвы и лесопарковой зоны столицы) и более 7 тыс. км канализационных сетей. На предприятии работают более 12 тыс. человек.
В целях обеспечения лучшей управляемости подразделений, более высокой прозрачности и устойчивости бизнес-процессов в МВК стартовал пилотный проект внедрения комплексной информационной системы управления (КИСУ), охватывающий Центральный аппарат управления, Управление логистики и маркетинга, Управление ресурсного обеспечения и Производственное управление «Мосводоподготовка». «Начало данного длительного и ресурсоемкого проекта было вызвано давно назревшей необходимостью унификации разрозненных информационных систем МВК, разработанных на разных платформах и не позволяющих работать со значительным, увеличивающимся объемом данных. Эксплуатация существующих систем приводит к неоправданно высоким трудозатратам персонала, связанным со сложностью поиска требуемой информации, многократным вводом данных в смежные системы, обеспечением полноты и непротиворечивости информации, подготовкой аналитических срезов данных для поддержки принятия решений руководства в масштабах всего предприятия», - комментирует директор по ИТ, руководитель проекта внедрения КИСУ со стороны МГУП «Мосводоканал» Алексей Третьяков.
Напомним, что использовать систему Oracle e-Business Suite в качестве ядра корпоративной информационной системы МВК рекомендовали специалисты компании «МЦФЭР-консалтинг», проводившие летом 2007 года обследование МВК и разработавшие ИТ-стратегию развития МВК на 2007-2011 годы (см. новость от 24 июля 2007 г.). Согласно этим рекомендациям, Oracle e-Business Suite будет использоваться для автоматизации управления водоснабжением и канализацией, ремонтами, логистикой, имуществом, персоналом, работой с клиентами и потребителями, партнерами и контрагентами, ведения бухгалтерского и налогового учета центрального аппарата и обособленных подразделений компании.
К реализации проекта по созданию КИСУ МВК на основе Oracle E-Business Suite специалисты МВК приступили совместно с консультантами IBS Borlas. Напомним, что IBS Borlas входит в состав IBS и специализируется на создании управленческих систем на основе комплекса бизнес-приложений Oracle E-Business Suite и других продуктов корпорации Oracle. IBS Borlas имеет статус мастер-партнера Oracle и располагает сильнейшей на российском рынке командой по Oracle E-Business Suite – это свыше 500 консультантов и специалистов с опытом участия более чем в 50 проектах.
Проект предусматривает автоматизацию наиболее приоритетных бизнес-процессов предприятия. В результате запуска КИСУ в промышленную эксплуатацию планируется обеспечить прозрачность бизнес-процессов, связанных с закупками и запасами, сократить сроки и повысить качество проведения заявочной кампании в подразделениях МВК, упорядочить процессы планирования ремонтов и обеспечения подразделений запчастями и материалами, улучшить внутренний контроль ключевых бизнес-процессов, а также повысить достоверность данных систем отчетности и сократить сроки подготовки финансовой отчетности.
В ходе подготовки к внедрению специалистами IBS Borlas была создана необходимая ИТ-инфраструктура проекта: разработана архитектура серверной подсистемы, произведены работы по поставке и вводу в эксплуатацию оборудования. В центральном офисе МВК развернуто отказоустойчивое кластерное решение, обеспечивающее автоматическое восстановление работоспособности системы при сбоях в работе оборудования.
В рамках проекта осуществляется внедрение модулей управления финансами, управления закупками и запасами, а также развертывание системы управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования в подразделениях ПУ «Мосводоподготовка». Проектом также предусмотрено, что проведение централизованной заявочной кампании на закупку материально-технического обеспечения для всех тринадцати подразделений МВК будет осуществляться в рамках КИСУ.
Переход к эксплуатации КИСУ планируется произвести в декабре 2008 года. В течение первого квартала 2009 года будут выполнены работы по сопровождению промышленной эксплуатации КИСУ. В дальнейшем руководство МВК планирует осуществить расширение функционального охвата КИСУ и произвести тиражирование результатов пилотного проекта в других обособленных подразделениях компании.
«Одной из актуальных проблем в отрасли ЖКХ является повышение эффективности организации работ и управления многочисленными ресурсами предприятий. Разрешить ее можно только за счет внедрения адекватных задачам коммунальных предприятий информационных инструментов управления. Внедрение системы Oracle в «Мосводоканале» - один из первых и самых крупных ERP-проектов в области водоснабжения и водоотведения. Он особенно выделятся с точки зрения масштаба и социальной значимости объекта автоматизации. Думаю, что тот опыт и те результаты, которые будут получены здесь, станут отправной точкой для информатизации других предприятий ЖКХ», - отмечает заместитель генерального директора компании IBS Аркадий Карев.
В рамках вышеупомянутой ИТ-стратегии на МВК планировалось внедрение и других ИТ-продуктов. Для решения задач бюджетирования и подготовки корпоративной отчетности предполагается использование системы семейства Cognos. В качестве интеграционной платформы КИСУ будет применяться Oracle BPEL Process Manager. В единое информационное пространство будут интегрированы вновь создаваемые и унаследованные приложения, «Галактика» и «1С: Предприятие», используемые в обособленных подразделениях, система «Одно окно» (автоматизация управления деятельностью управления «Мосводосбыт» в части подготовки и учета разрешительной документации), а также АСУТП.
Напомним, что МВК располагает также комплексной системой биллинга разработки петербургской компании Leaves, внедрение которой началось в мае 2007 года (см. новость spbIT.ru от 13 июня 2007 г.).
Автоматизация предприятий сектора ЖКХ ведется и другими ИТ-компаниями. Так, консалтинговая компания OXS (ГК «Оптима») в ноябре 2007 года объявила о завершении проекта по созданию информационной системы мониторинга жилищного фонда Костромы на основе решения собственной разработки на платформе Microsoft Dynamics AX. Система, разработанная за два месяца, позволила повысить качество оказываемых населению услуг и объединила все предприятия жилищно-коммунального комплекса Костромы в единое информационное пространство. Важнейшим элементом проекта стала центральная диспетчерская служба города, гарантирующая оперативный контроль за исполнением каждой заявки от населения (см. новость от 6 ноября 2007 г.). Еще одним заказчиком OXS из числа жилищно-коммунальных хозяйств является ЖКХ г. Иваново. Для повышения конкурентоспособности на базе организации в 2005 году было решено создать единую информационную платформу для всех подразделений. Результатом сотрудничества OXS и МУП стало создание на базе Microsoft Dynamics AX АИСМ местного жилищного фонда. Продукт, ставший базой для создания местной АИСМ, в дальнейшем был зарегистрирован в Microsoft под названием «Домовой». Компания «ФОРС – Центр разработки» в феврале 2007 года объявила о вводе в промышленную эксплуатацию в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» информационной системы «Горячая линия» на основе CRM-подсистемы комплекса Oracle E-Business Suite. Внедрение информационной системы позволило вести автоматизированную обработку обращений граждан, контроль исполнения заявок населения и координацию работ оперативных подразделений и аварийных бригад предприятия (см. новость дайджеста spbIT.ru от 22 февраля 2007 г.). Нижегородский интегратор NS Labs в ноябре 2006 года объявил о завершении проекта по созданию информационной системы «Объединенная диспетчерская служба» для домоуправляющей компании Московского района Нижнего Новгорода. Система предназначена для автоматизации одной из важных функций предприятий ЖКХ – работы с поступающими заявками на оказание услуг. В рамках проекта был выстроен бизнес-процесс, обеспечивающий эффективный прием заявок от населения и контроль их исполнения (см. новость nn.ict-online.ru от 17 ноября 2006 г.). Среди клиентов SAP - ЖКХ Белгородской области.