В период проведения «Арктики-2011» в море Лаптевых проводился ряд учений – устранение аварийного разлива нефти, поиск и спасение людей, терпящих бедствие на море, а также тушение пожара на аварийном судне. За их ходом с борта ледокола «Ямал» наблюдали представители государств – членов Арктического совета, а также руководители министерств и ведомств РФ, в том числе министр транспорта РФ Игорь Левитин, руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, заместитель министра МВД РФ Виктор Кирьянов, известный исследователь Арктики и Антарктики, депутат Госдумы Артур Чилингаров, заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Скрыбыкин и другие официальные лица.
Важной составляющей учений было их телекоммуникационное обеспечение, которым занимались «МегаФон» и ФГУП «Морсвязьспутник». Для координации работ и осуществления оперативной связи со спасательно-координационным центром в поселке Тикси на борту спасательного судна российским оператором системы подвижной спутниковой связи «Инмарсат» ФГУП «Морсвязьспутник» была развернута станция широкополосной подвижной спутниковой связи «Инмарсат» FleetBroadband. «МегаФон» совместно с «Морсвязьспутником» провели демонстрацию технического решения на базе интеграции оборудования сотовой и подвижной спутниковой связи, благодаря которому на отдельном морском судне можно было пользоваться услугами сотовой связи.
На ледоколе «Ямал» была установлена специальная базовая станция размером с обычный ежедневник (пикосота), с помощью которой устанавливается до 12 голосовых соединений одновременно. Базовая станция подключается к опорной сети «МегаФона» через сеть спутниковой связи ФГУП «Морсвязьспутник», которая является составной частью системы глобальной подвижной спутниковой связи «Инмарсат». Вот как об этом рассказывает пресс-служба «МегаФона» в своем блоге: «На ледоколе располагалась наша специальная базовая станция – пикосота. Она присоединялась к спутниковому модему, а далее сигнал через спутник шёл в Голландию, на станцию наземной связи глобальной сети спутниковой связи «Инмарсат». В мире существует всего несколько таких спутниковых станции, одна из них – в Голландии. Дальше сигнал шёл в сеть связи «Морсвязьспутника», который затем передавал его в сеть «МегаФон».
Сотовая связь на борту атомного ледокола «Ямал» появилась
благодаря оператору «МегаФон» и ФГУП «Морсвязьспутник»
«Проект уже доказал свою перспективность, несмотря на то, что обеспечение ледокола «Ямал» сотовой связью – это первый в своем роде проект для судов, ходящих под флагом РФ, – отметил Олег Николаенко, директор по межотраслевым проектам ОАО «МегаФон». – Мы считаем предоставление услуг мобильной связи на различных видах транспорта приоритетным направлением для развития. Наши абоненты должны иметь возможность сохранять привычный стиль общения вне зависимости от места нахождения, в том числе во время путешествий – на морских лайнерах, в самолетах или поездах. Этот вид мобильной связи необходим и там, где сейчас ведется освоение природных богатств страны: на суше и на шельфе, на территориях, где построение полнофункциональных сетей GSM не имеет практического смысла. Здесь взаимодействие двух технологий позволит абонентам использовать для связи привычный сотовый телефон и получать весь комплекс услуг от одного оператора. Уверен, что проекты, реализованные по технологии пикосот, окажутся востребованными уже в ближайшее время».
На борту судна предоставлялись все услуги мобильной связи: входящие и исходящие голосовые вызовы, обмен SMS и MMS, передача данных (EDGE), в том числе для абонентов других операторов связи. По данным «МегаФона», в период проведения учений с использованием разработанного решения было принято 115 голосовых вызовов и отправлено около 300 SMS-сообщений. «Уникальность проекта в том, что впервые фрагмент сотовой связи при помощи спутникового канала был реализован на так называемом подкидном объекте, в данном случае – ледоколе. Чтобы это произошло, понадобилось разработать и техническое решение, соединить сети «Морсвязьспутника» и «МегаФона», а также провести испытания. Чтобы услуги сотовой связи могли получать российские и зарубежные роуминговые абоненты вне наземной территории, потребовалось провести модернизацию биллинговой системы «МегаФона», заключить дополнительные роуминговые соглашения с партнёрами. В потенциале «МегаФон» сможет предложить абонентам связь на российских судах в акваториях, где нет сигнала от наземных станций сотовой связи», – отмечает пресс-служба «МегаФона».
Впервые фрагмент сети «МегаФон» с помощью спутникового канала
был реализован на т. н. подкидном объекте, в данном случае – ледоколе
Напомним, что с августа 2011 г. возможность пользоваться услугами связи во время путешествия на круизном пароме «Принцесса Мария», курсирующем между Санкт-Петербургом и Хельсинки, предоставил и Северо-Западный филиал МТС (см. новость раздела «Сотовая связь» от 8 августа 2011 г.). Кроме того, благодаря новым роуминговым соглашениям, абоненты МТС теперь могут пользоваться услугами связи GSM на борту морских судов и паромов при регистрации в сетях операторов Seanet, Navitas Telecom, Vodafone Malta Ltd., Maritime (WINS) и Telecom Italia S.p.A., а также связью GSM с возможностью передачи данных GPRS в сетях операторов AT&T, On Waves (Siminn), Maritime Communications Partner AS и Manx Maritime Extension.
Что касается «МегаФон», то уже больше года назад у оператора появился и воздушный сегмент сети (см. новость раздела «МегаФон» от 25 января 2011 г.). Основной канал для связи по линии «пассажир – бортовая пикосота самолета – наземная сеть связи общего пользования» – здесь также спутниковый. При этом схема организации связи при использовании терминалов GSM 1800 на борту воздушных судов можно описать следующим образом: базовая станция (БС) стандарта GSM автоматически начинает функционировать после набора высоты в 3000 метров (выключается при снижении ниже этой высоты). В качестве антенны БС самолета используется излучающий кабель, проложенный вдоль всего салона, что в условиях нахождения любого абонента внутри самолета не далее 2 метров от него обеспечивает минимальную мощность излучения телефона. Ключевым элементом всей системы является блок контроля управления с функциями исключения соединения сотовых телефонов с наземными БС, а также управление режимами работы БС на различных этапах полета. Так называемые неназемные (non-terrestrial) сети функционируют в соответствии с принципами и решениями, которые зафиксированы в документах международной Ассоциации GSM, Международного союза электросвязи (ITU). Сектор стандартизации телекоммуникаций ITU-T выделил для «МегаФона» специальный технический код MCC+MNC. В то же время принципиальная возможность оказания услуг сотовой связи стандарта GSM1800 в полете открылась после положительного решения на заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) в конце февраля 2010 г. (см. материал рубрики «Регулирование» от 24 февраля 2010 г.). Тогда в результате проведенных работ ГКРЧ разрешило использовать ранее уже выделенный диапазон 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц для применения в сетях GSM на борту воздушных судов без оформления дополнительных частных разрешений на использование радиочастотных каналов.