Инвесторов на встречу с президентом в резиденцию «Горки» привез специальный помощник президента США Барака Обамы по вопросам нацбезопасности Энтони Майкл Макфол. Гостям Дмитрий Медведев сразу признался, что ситуация на рынке венчурного капитала в России тяжелая. «Очевидно, что этот рынок развит очень слабо. Венчурного рискового капитала в России не хватает. Всего действует около 20 фондов с капиталом около 2 млрд долл. Если сопоставлять это с американскими возможностями — это практически ничего», — подчеркнул он.
В связи с этим американским инвесторам было предложено подумать об инвестициях в Россию. Президент порекомендовал им внимательно изучить макроэкономическую ситуацию («которую в кризис удалось удержать»), посмотреть на законодательство («оно у нас приличное, хотя не вполне корректно соблюдается участниками процесса») и вообще признать, что в российской экономике присутствуют не только минусы («есть и плюсы»).
«О том, что мы сейчас занимаемся созданием финансового центра, я уже сказал. Надеюсь, кризис нам поможет: всех, кто страдает у себя дома, я приглашаю в Россию», — заключил президент. Но, как выяснилось, бизнес пришел на встречу подготовленным — российскому президенту венчурные капиталисты высказали целый перечень минусов российской экономики.
Едва ли не единственный комплимент от гостей озвучил основатель фонда Siguler Guff Дрю Гафф. Отметив, что 250 млн долл. его фонд направит в качестве инвестиций в Россию, инвестор заявил: «Россия имеет многие структурные преимущества: низкие налоги, образовательная система. Мне кажется, все присутствующие здесь американцы мечтали бы, чтобы был плоский налог в 13%».
Далее от бизнесменов пошел поток рекомендаций, из которых следовало, что рисковать в России высокорисковый бизнес пока не очень готов. Г-н Гафф порекомендовал больше внимания уделить малому и среднему бизнесу, поскольку структура российской экономки заточена не под малые и средние предприятия, а под крупные. «Нужно внедрять мысль, что малые — это хорошо», — порекомендовал он, предложив отдать им госзакупки.
«Американские инвесторы признают, что когда-нибудь Россия станет центром притяжения капитала», — продолжил мысль коллеги основатель фонда JK and Be capital Дэвид Кронфельд. Но нужно побороть коррупцию, создать понятную систему для бизнеса, стандартизировать аудит под американские рамки, а также создать специальное агентство, в которое могло бы обращаться бизнес-сообщество по возникающим спорам и в котором сотрудники могли гарантировать честность при рассмотрении споров.
Управляющий партнер фонда Draper Fisher Jurvetson Дон Вуд произнес эмоциональную речь о том, что властям необходимо сформировать у россиян образ бизнесмена-героя, а также не ограничивать капитал одним только инногородом. «Дело не в месте, не в физическом городе, дело в состоянии ума! Я знаю, вы в 25 лет тоже создавали свою компанию! Не говорите, куда им инвестировать! Не вводите жесткие ограничения! Не надо ограничивать одним городом!» — провозгласил он.
«Хороший, вдохновляющий, типично американский спич», — снисходительно отреагировал президент. Но с некоторой грустью отметил, что на предложения инвестировать в российские инновационные предприятия, как правило, в России слышат одно: «Да-да, это все здорово, но мы хотели бы вложиться в нефть и газ».
Татьяна Кособокова