Соорганизатором проекта «КиноКруг.ру» (kinokrug.ru) является фонд бизнес-ангелов AddVenture, который был сформирован в 2008 году для инвестирования в российские ИТ-проекты посевных стадий. Два раза в год фонд проводит программу динамичного развития стартапов – инвестирует по $10-50 тыс. в проект, дает командам стартапов «умные деньги» и помогает в течение трех месяцев активно развивать бизнес в офисе 2.0, в том числе привлекая инвесторов.
«КиноКруг» – это один из «выпускников» фонда. Разработчики ресурса обратились за помощью к AddVenture, где на развитие проекта были выделены первоначальные инвестиции. На этом этапе финансы были вложены в развитие ресурса, а также велся поиск инвесторов. «Многие инвесторы отнеслись к проекту с осторожностью, так как «КиноКруг» работает в незнакомой для них нише киноиндустрии, да и на ранней стадии проекта для многих инвесторов риски казались слишком высокими. Этот период, «долину смерти», нам помог преодолеть фонд AddVenture. Проект успешно выдержал конкурс отбора программы динамичного развития стартапов, опередив несколько десятков других проектов. Мы получили инвестиции в размере $30 тыс. Плюс бесценные опыт и советы экспертов, с которыми знакомил AddVenture. Благодаря этому была скорректирована бизнес-модель и доработана стратегия развития «КиноКруга», – рассказали авторы проекта Анна Атерекова и Михаил Чернецов. По их оценкам, для завершения доработки проекта необходимо найти еще $200 тыс.
«КиноКруг» представляет собой социальную сеть, которая адресована профессионалам из области кинематографа: от именитых продюсеров до начинающих специалистов российского кино. По словам Анны Атерековой и Михаила Чернецова, необходимостью создания ресурса явились большая разобщенность в отечественной киноиндустрии работодателей и специалистов, организаторов фестивалей и их потенциальных участников, а также трудности с поиском нужной техники и места для съемок. Для решения этих задач на сайте разработаны такие сервисы, как: резюме пользователя, подбор команды, база данных по российским кинофестивалям и отраслевым компаниям, каталог вакансий и загрузка видео.
На сегодня вход на сайт «КиноКруг» осуществляется по приглашениям. Вероятно, в ближайшем будущем такая политика сохранится. Как поясняют организаторы, изначально сообщество было решено сделать закрытым, чтобы сохранить профессиональную направленность проекта «КиноКруг». «Приступив к реализации проекта, мы провели много встреч с различными специалистами из киноиндустрии. На основе разговоров с ними, анализа мнений и потребностей пришли к выводу, что сообщество должно быть закрытым, так как многие ресурсы, которые существовали на тот момент в Интернете, оказывались бесполезными именно по той причине, что на них появлялось много людей, никак не связанных с профессией», – рассказал Михаил Чернецов.
Сейчас сообщество насчитывает почти 1,5 тыс. пользователей, среди которых специалисты, работавшие над проектами «12», «Гора самоцветов», «Дневной Дозор», «Ночной Дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «1612», «Монгол», «Особо опасен», «Возвращение мушкетеров» и др. Бизнес-модель ресурса основывается на доходах от рекламы и продажи товаров и услуг через сайт: аренда оборудования и техники для съемок, продажа аналитики и др.
Что касается дальнейших планов, организаторы соцсети «КиноКруг» намереваются включить сервисы, позволяющие размещать объявления о прокате и аренде техники, поиске реквизита. В планах – разработка механизма, который позволит участникам автоматически регистрироваться на кинофестивалях – для этого сейчас ведется работа с фестивальными площадками России. Что касается финансового кризиса, в разгар которого «КиноКруг» стартовал, его последствия не пугают авторов проекта. «Кризис стал лишь положительным и стимулирующим фактором для ресурса, поскольку обострил на рынке потребность для специалистов кино в поиске работы. Таким образом, все больше пользователей приходят в «КиноКруг» с целью найти новый проект, работу или единомышленников для реализации своих профессиональных задумок», – рассказали Анна Атерекова и Михаил Чернецов.
По оценкам игроков веб-рынка, социальная сеть «КиноКруг» имеет все шансы на успех в связи с тем, что ниша специализированных социальных сетей, объединяющих киносообщество, пока только развивается. Среди недавно стартовавших специализированных проектов в этой нише напомним соцсеть «Кролик.ру» (Krolik.ru), адресованную пользователям, связанным с кинематографом, шоубизнесом и рекламой, автором которой заявлен Федор Бондарчук. Однако, по мнению наблюдателей, данный проект рискует повторить судьбу воскресшего недавно медиапортала Top4top (громкая реклама, большой бюджет на старте, неудачная реализация на выходе) (см. новость раздела Web от 3 февраля 2009 г.).
Об отличиях «КиноКруга» и проекта «Кролик» говорят организаторы первого. «КиноКруг» был создан как прикладной рабочий инструмент для профессионалов киноиндустрии. Все сервисы, которые появляются на ресурсе, разрабатываются и «затачиваются» специально под потребности профессионалов рынка, тех, кто создает кино в России и СНГ», – отметила соавтор проекта «КиноКруг» Анна Атерекова.
Среди крупнейших социальный сетей Рунета, не выделяющих определенную категорию пользователей, следует вспомнить ресурсы «Вконтакте.ру», «Одноклассники.ру», социальную сеть для профессионалов «МойКруг» и др. Также следует отметить набирающие популярность в последнее время так называемые семейные социальные сети, такие как GenoLink.ru (см. новость раздела Web от 13 февраля 2009 г.), ее брат-близнец «МоиРодные» (moirodnye.ru) от создателей проекта «БобрДобр.ру», а также зарубежные соцсети FamilySpace, MyHeritage, GenWay и др.